Если учесть, что девять концертов, предшествующих финальному, проходили при полупустом зале, то вопрос «нет ли лишнего билетика?», обрушивающийся... нет, не на ступеньках Дворца культуры «Нефтяник», а уже на троллейбусной остановке, вызывал недоумение. Лишних билетиков не было, нелишних – тоже. Поскольку добрая треть завсегдатаев джазовых концертов обладала визитными карточками участников и волонтеров фестиваля, то залу ДК в этот вечер предстояло вместить ровно вдвое больше людей, чем в нем имелось посадочных мест. На этом основании незатейливый вопрос «вы где сидите?», обращенный к давнему знакомому, вполне мог быть расценен как невежливый. Правильнее было спрашивать «вы где стоите?», по-скольку даже стоячих мест в проходе не хватало.
Столпотворение, не в обиду будет сказано прочим не менее знаменитым музыкантам, было вызвано именем в афише – Игорь Бутман. Самый известный саксофонист России, любимец президентов, должен был выступить в качестве специального гостя квартета Александра Сипягина. Так было обещано в программе. Однако он не только не выступил, но и не приехал. Всякое бывает. Обидно, что никто из организаторов и ведущих концерта не соизволил произнести ни слова по поводу отсут-ствия знаменитости. Зрители так и пребывали в недоумении до самого конца концерта. Это – к вопросу о проколах в организации.
ВЕЛИКИЕ КОМБИНАТОРЫ
Что касается творческой составляющей двух завершающих дней джазовой декады, то откровений, граничащих с потрясением, было несколько. Первое касается молдавских музыкантов группы «Тригон». Мы о них услышали впервые (как это зачастую и бывает), а между тем в музыкальном мире о них говорят уже давно. И говорят с должным пиететом. «Тригон» объездил с гастрольными турами почти 40 стран мира, выпустил шесть альбомов во Франции, Германии, Румынии, Молдове и России.
Музыканты работают в стиле этноджаз, умело сочетая этнические, народные мотивы и виртуозное владение джазовой классикой. Обладающие кипучей энергетикой джазмены продемонстрировали и незаурядное чувство юмора, объединив, к примеру, самостоятельные мелодии молдавского и итальянского танцев в одну. А как вам понравится симбиоз народной песни «Жаворонок» и «Полета шмеля»? Тем, кому посчастливилось это услышать, понравилось. Великие стилистические комбинаторы из Кишинева мастерски проявили себя и в качестве универсальных музыкантов, сыграв втроем одновременно на одной бас-гитаре. Это трудно представить и еще сложнее в это поверить.
«НУ, ДЕДУШКА, ТЫ ДАЕШЬ!»
Если молдавские музыканты поразили своей оригинальностью и виртуозностью скольжения по нехоженым тропинкам этнического джаза, то джаз-банд Алексея Канунникова из Санкт-Петербурга оставил неизгладимый след гипнотическим погружением зала в эпоху Леонида Утесова. Лидер группы Алексей Канунников – легенда отечественного джаза, энтузиаст музыки в стиле диксиленд. Музыканты ласково величают своего руководителя «наш дедушка» (ему – «всего» за 70!). Его молодому задору можно просто позавидовать. И поет (на английском), и комментирует содержание исполняемого (на русском), и пританцовывает, и на тромбоне играет. Зал бурлил в восторге: стоящая аудитория – те, кому не досталось мест, – извлекла неожиданные плюсы из своего аскетического пребывания на концерте и пустилась в пляс, «кресловладельцы» отбивали ладони в ажиотаже.
КОРОЛЬ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ...
Не хотелось бы завершать наши публикации с юбилейного джазового фестиваля на грустной ноте, но поскольку есть опасения, что юбилейный станет последним, не побоюсь уподобиться попугаю – герою известной хазановской миниатюры и замечу: «Я и здесь молчать не стану...»
Промелькнувший ослепительным росчерком кометы театральный фестиваль «Золотая маска» нанес болезненный удар «под дых» коллеге по искусству – фестивалю «Джаз над Волгой». Он «похитил» у заранее запланированного джазового собрата почти треть предполагаемого финансирования. И это за каких-то полтора-два месяца до начала фестиваля, то есть тогда, когда уже вовсю велись переговоры с музыкантами! Вместо ожидаемых 600 тыс. рублей из област-ного и городского бюджетов (по 300 – из каждого) джазовый фестиваль, таким образом, должен был уложиться в 350 тысяч. Да и те обещали дать к середине второго квартала. Поэтому практически все организационные вопросы – гостиница, типографские услуги, гонорары и так далее – решались устроителями в долг. О чем говорить, если накануне предпоследнего концерта Игорь Гаврилов, директор джазового центра, все еще бегал с протянутой рукой по спонсорам! Он был застукан мною лично на «месте преступления».
Говорит это о том, что, несмотря на трепетную любовь ярославцев к джазу, фестиваль может стать последним. Ибо сколько ж можно доказывать, что именно международный джазовый проект, уже обладающий раскрученным брэндом, хорошо известный на мировом музыкальном рынке, как нельзя лучше работает на имидж Ярославля, подчеркивая привлекательность города для въездного туризма. Нет, мы не хотим честно продавать местный продукт и тем самым расти в собственных глазах и глазах просвещенной мировой общественности. Мы хотим оставаться провинцией, которая исправно платит за то, чтобы по-глазеть на столичных звезд, не нами придуманных, не нами раскрученных. В воздухе витают слухи о том, что «Золотая маска» станет у нас в городе ежегодным театральным фестивалем. Не накроется ли медным тазом в этой связи (зачем одному маленькому городу два театральных фестиваля, в самом деле?) другой местный продукт – фестиваль «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны»? Проще заплатить за готовое, чем создавать и придумывать что-то самому. А еще вовсю говорят о том, что всероссийская Масленица получит прописку в Ярославле...
Что ж, блинов поедим вволю, если печь их научимся.