НАЙДИ ПЯТЬ ОТЛИЧИЙ...
Первые же прошедшие концерты выявили принципиальное отличие нынешней джазовой декады от предыдущих музыкальных форумов: налицо крен в сторону популяризации джаза как такового. Музыкальные эксперименты, оценить которые по достоинству в состоянии только немногие посвященные, выведены за рамки основной программы и упрятаны в нишу jam-session (они проходят еженощно в городском джазовом центре). «Меню» же главных концертов составлено с учетом вкусовых пристрастий широкой публики, не особо падкой на джазовый экстрим.
Что еще выгодно отличает джазовый фестиваль от других культурных акций аналогичного масштаба, так это домашняя обстановка и полное отсут-ствие чванства. Никто не пыжится, не пытается выглядеть солидным и, что называется, «соответствовать».
Еще одна примечательная деталь организационного характера, вытекающая, по всей видимости, из вышеописанной атмосферы «свойскости», – полное безразличие устроителей концертов ко времени. Если на билете написано «начало в 17 часов», это не обозначает ровным счетом ничего – и полчаса спустя после означенного времени «Ч» броуновское движение в зале никого не смущает. Публика может неожиданно привалить на последнее, третье отделение, протусовавшись первые два в фойе. Соблюдение какого бы то ни было регламента – абсолютно чуждое атмосфере праздника понятие.
БОГИ СПУСТИЛИСЬ С ОЛИМПА
По традиции фестиваль открыл биг-бэнд Валерия Павлушова. В этом году оркестр отмечает свое 40-летие. Долгие годы им руководил заслуженный работник культуры Валерий Павлушов, в 2002-м эстафету принял его сын Евгений. За годы существования и активного концертирования коллектив стал своеобразной визитной карточкой города. В культурной нише Ярославля он занимает примерно такое же место, как оркестр Олега Лундстрема в масштабе России. Каждый из биг-бэндов прочно и неоспоримо стоит на своем пьедестале, и любой продукт, снабженный тем или иным брэндом – Павлушов либо Лундстрем, априори воспринимается на ура. Что и было доказано в минувшие субботу и воскресенье – каждый из дней порадовал ценителей классического джаза выступлением этих богов музыкального олимпа.
ВЫРАЖАЛО ТО ЛИЦО...
Сюрпризом первого дня стало выступление команды «Overdrive Blues Band» Сергея Кузнецова. Ярославцам лидер этой команды хорошо знаком – каждый год в День города он услаждает наш слух дивным исполнением блюзов на набережной. Кто-то из знатоков некогда заметил: «Блюз рождается тогда, когда хорошему человеку плохо». Не знаю, насколько это соответствует действительности, но с эгоистичной позиции слушателя хочется «пожелать» музыкантам хронической депрессии – пусть хороших блюзов будет больше! «Overdrive Blues Band» – коллектив молодой, он создан в 2003 году. Однако в его состав кроме Сергея Кузнецова вошли известные профессиональные джазовые музыканты – Юрий Тихомиров (гитара), Михаил Фадеичев (ударные) и Андрей Волкович (бас). На фестивале ансамбль играл автор-скую музыку Сергея Кузнецова. Представленные жанровые зарисовки, по мнению лидера группы, призваны обрисовать лицо любимого города Ярославля. Каково это лицо, можно судить по названиям композиций: «Бездорожье», «Похмелье», «ГИБДД», «Утро на Центральном рынке». Восхитившись этим набором, публика заметила: «По бездорожью да с похмелья налетишь на ГИБДД – не так еще запоешь!» Судя по оживлению в зале, созданный музыкантами портрет города оказался узнаваем. И даже финальный... МУДО-блюз оказался в пандан общему настроению. Что за гримаса исказила ваше лицо при прочтении последнего названия? Фи, это вовсе не то, о чем вы подумали – расшифровывается сия неприличная аббревиатура как муниципальный духовой оркестр. Тут все претензии к «великому и могучему», падкому на уродские канцеляризмы и сокращения, а не к музыкантам.
– Чего смеетесь? – в шутку обиделся Кузнецов на залегший от хохота зал. – А теперь представьте, как звучит название этого оркестра, когда к нему добавляется первая буква от слова ярославский?
...«Новое лицо» Сергея Кузнецова явно приглянулось ярославским джазовым меломанам: по крайней мере прозвучала новая, неожиданная нота, что всегда приветствуется в этом направлении музыки.
УСЛЫШАв, И УМЕРЕТЬ НЕ СТРАШНО
Уж не знаю, чем собираются удивлять в последующие фестивальные дни организаторы этого действа почтеннейшую публику, однако им придется весьма потрудиться, «переплевывая» самих же себя. А незачем было ставить подряд выступления двух великолепнейших вокалистов – Николая Массальского и Сергея Манукяна. Не удивлюсь, если окажется, что эти имена вам ни о чем не говорят. Лишнее доказательство тому, что джаз нуждается в неотложной настойчивой популяризации здесь и сейчас. А то не одно поколение из ныне здравствующих россиян так и переселится в райские кущи, не сомневаясь, что певцы – это группа «Корни» и прочие музыкальные полуфабрикаты, а остальные – так, груши околачивают.
«Услышав Массальского, и умереть не страшно» – примерно так можно перевести на общедоступный язык те эмоции, которые переполняли каждого из тех, кому довелось увидеть это чудо. «Увидеть» – это не оговорка. Москвич Николай Массальский не просто человек-оркестр, он – человек-спектакль. Его надо не только слушать, но смотреть. Полная раскрепощенность поведения на сцене, умноженная на прекраснейшие актерские данные, плюс профессионально по-ставленный голос с широким диапазоном, плюс невероятная энергетика, плюс талант шоумена и умение общаться с любой публикой... Это, конечно, не все плюсы, но вышеперечисленное хотя бы прорисовывает границы исполнительского таланта Николая Массальского.
Как и его соотечественник Сергей Манукян (столицу не зря величают государством в государстве), Николай больше известен в элитарных клубах Москвы и за границей, нежели на отечественной эстраде. Манукян же вообще признан одним из самых востребованных музыкантов в мире на сегодняшний день. Востребован в мире, но мало известен в России (за пределами Москвы, разумеется) – как вам такой парадокс? С начала 90-х он выступает с сольными программами, аккомпанируя себе на клавишных инструментах, иногда привлекая барабанщиков. На сей раз к выступлению был «привлечен» Олег Юданов – самый выдающийся джазовый барабанщик со времен СССР, участник нескольких сотен отечественных и зарубежных фестивалей.
Согласившись на выступление в Ярославле, Сергей Манукян, на мой взгляд, просто совершил подвиг. Мало того что уже завтра ему предстоит отыграть грандиозный сольный концерт в Москве в честь собственного 50-летия (не мешало бы и подготовиться, с мыслями-чувствами собраться), так накануне ярославского фестиваля он ломает ногу. Любой бы нормальный человек отказался от выступления, и его отказ был бы принят с пониманием. Любой, но не Манукян. Приехав в другой город ради пяти песен (!), он скакал по сцене, как ребенок, на одной ноге и заявил, что никогда не был так счастлив. Весь эмоциональный негатив по поводу перелома он облек в одну фразу, пообещав переименовать свой «сольник» в концерт «а-ля бриллиантовая нога».
...Пока такие люди в российском джазе есть, девиз фестиваля «живее всех живых» будет соответствовать действительности.