...В трагический, непоправимо ранний уход Алексея из жизни не верится до сих пор – «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!». Читаешь пресс-релиз к новой выставке и спотыкаешься взглядом о две короткие строчки, в которые уместилась вся биография художника: родился в 1974 году в Лениногорске (Татарстан), в 1996-м закончил Ярославский государ-ственный университет имени Демидова (факультет психо-логии).
А дальше следует перечень выставок – полновесный, солидный... Не всякий заслуженный мэтр может похвастаться таким. Начинаешь считать – первая (прекрасно помню ее, к слову, она проходила здесь же, в «Арс-Форуме», в 1999 году и называлась «Культурные герои XXI века»), пятая... седьмая... двадцать третья... Четыре из них – персональные. И это итог неустанных трудов за неполные шесть лет.
Алексей был очень деятельным человеком, состояние «без-делия», казалось, ему незнакомо вовсе. При нем невозможно было обмолвиться о чем-то заветном, употребив словосочетание «а вот хорошо было бы...». Он тут же цеплялся за это незначительное, абсолютно его не касающееся «бы» и предлагал несколько вариантов его воплощения в действительность. Наверное, именно этой жизненной активности Олейникова мы обязаны появлением новой выставочной площадки внутри известного до последней щелочки здания «Арс-Форума». Чем-то приглянулась Алексею обыкновенная, нефункциональная с точки зрения выставочного простран-ства лестница, ведущая на второй этаж. Он что-то прикинул и выдал проект – так родилась галерея «Фотолестница». Вполне символично, что открылась галерея проектом человека, ее создавшего: в 2002 году Алексей представил здесь цикл работ «Лестницы». Олейников находил их повсюду, и они – потрескавшиеся деревянные, вычурно-кованые, помпезные и скромные, незаметные, но незаменимые служащие строительного объекта, выведенные на первый план, – заговорили совсем иными голосами, стали не фоном, а центром внимания.
Эта столь ценная для художника черта – внимание к детали – была профессиональным коньком Алексея. У него было замечательное качество – интересовался всем. «И жить торопится, и чувствовать спешит...» – это про него сказано. Получая от Алексея очередное приглашение на вернисаж (восьмой за один 2003 год!), я по-хорошему завидовала его творческой плодовитости и, что греха таить, не раз ставила его в пример знакомым фотохудожникам – тоже талантливым, но более инертным.
Алексей точно торопился умножить количество добра в этом мире. Ему это удалось.