И жареный гусь, оказывается, может петь. Тот, кто придет сегодня в Собиновский зал филармонии на премьеру знаменитой кантаты классика музыки ХХ века Карла Орфа «Кармина Бурана», легко в том убедится. Бывшего белого лебедя, волею слепой фортуны попавшего на мушку охотнику, заставили запеть средневековые цои, башлачевы и макаревичи. Эти колесившие по всей Европе пешком и в седлах поэты и певцы-ваганты славили жизнь, дерзко насмешничая над прописной моралью и церковным ханжеством.
Они-то несколько столетий спустя и вдохновили Орфа. Манускрипт с их текстами, найденный в одном из монастырей на юге Германии, «Кармина Бурана» (дословно «Песни из Баерна») и дал название его кантате для хора и оркестра. Ее премьера 1937 года сразу принесла композитору мировую славу. «Яростная жизнелюбивая свобода сердца и ума», – так сказала об этом сочинении автор единственной советской монографии об Орфе Оксана Леонтьева.
Карл Орф был подданным третьего рейха, но в официальную догму «стального романтизма» никак не вписывался, как и стихи вольнодумцев-вагантов. Он учил детей музыке по собственной методике (переведенной в наши дни на два десятка языков), сочинял сатирические музыкальные сказки про одеяние голого короля, про толпу, замороченную ловкими фиглярами. В советские времена на искусство Орфа смотрели у нас косо. Опала была снята только в хрущевскую оттепель, когда стало известно, что живой классик поставил свою подпись под воззванием против оснащения бундесвера атомным оружием.
Инициатор ярославской премьеры кантаты «Кармина Бурана» главный дирижер губернаторского симфонического оркестра Мурад Аннамамедов ставит этот шедевр, доступный для исполнения далеко не каждому оперному театру, в один ряд с высшими достижениями вокально-симфонического жанра – 9-й симфонией Бетховена, реквиемами Моцарта и Верди, хоровыми сочинениями Рахманинова и Свиридова.
В Ярославле кантата пойдет в концертном исполнении на классической латыни и старонемецком языке. Партнерами ЯАГСО стали хоровая капелла «Ярославия», ее солист тенор Шухрат Расулов, солисты оперного театра Московской консерватории сопрано Полина Цветкова и баритон Дмитрий Бобров. По некоторым данным, в наших краях «Кармина Бурана» не исполнялась никогда. Маэстро Аннамамедов намерен оставить новинку в репертуаре своего оркестра. Есть планы поставить с хором «Соколята» рыбинский вариант этого редко исполняемого в России сочинения.