В День святого Валентина, 14 февраля, телевидение пыталось говорить о любви. Но ведь любовь имеет разные модусы, и потому начнем с редкой, особенно в нашей стране, взаимной любви граждан и их государства.
Первый образчик любви, правда, был не наш: новости на ТВЦ (по-моему, это един-ственный канал, отметивший такую «мелочь») сообщили о том, что третий понедельник февраля в США – День президентов. Именно так, во множественном числе, поскольку там не принято первых лиц государства делить на плохих и хороших, а к историческим фигурам и вовсе принято относиться только как к национальному достоянию, то есть без личных оценок.
Но в России так не могут, не приучены и даже если любят государство в целом, то обязательно не любят отдельных его представителей. И тем не менее у меня большую симпатию вызвало совершенно не известное мне поименно руководство одного из российских регионов, а именно – Пермской области; эти госчиновники специальным самолетом прилетели в Москву на открытие гастролей своего знаменитого балета. То есть налицо их, чиновников, пусть и показная, но полезная в современной ситуации изничтожения культуры любовь к этой самой культуре, а в результате – моя, телезрителя, бескорыстная любовь к таким замечательным чиновникам.
В Валентинов день, хоть это и был понедельник, Первый канал разразился праздничным концертом, где какие только пары не появлялись! Судьба толкнула меня переключить каналы ровно в тот момент, когда на смену обычно стильной тете Вайкуле с прической, сделанной в этот раз под «взрыв на макаронной фабрике», и ее мальчику-партнеру Пьехе (внуку) пришла уж вовсе абсурдная пара. Это были: весь в белом наш ведущий классический танцовщик Цискаридзе и вся в черном, причем в балетной короткой пачке, и с привычно распущенными волосами Лолита. Видно, постановщики концерта решили одновременно испытать кротость и милосердие католического святого и доказать справедливость русской пословицы о том, что «любовь зла». Степень профанации – да не балетного искусства, бог с ним, а самой ситуации парадного концерта – достигла здесь немыслимых высот. Ибо одно дело капустник, где актеры резвятся в своем профессиональном кругу, а другое – демонстрация грузоподъемной силы действительно выдающегося мастера балета и способности к прыжкам дамы, обычно работающей в вокальном жанре.
Но эти любовные перипетии на глазах у нервно вздрагивавшей от неожиданностей публики не были случайным огрехом вечно путающегося телевидения. В отнюдь не музыкальной и не любовной, на первый взгляд, программе – «Совершенно секретно» на НТВ – в пятницу с упоением рассказывали о том, какие затраты несут российские шоу-продюсеры и какие гонорары «срубают» работающие на наши потребности (или не так?) люди, выходящие на эстраду. Из сумм, названных, разумеется, не мною, а авторами передачи, так что и все претензии, если цифры не сойдутся, к ним, приведу одну: 55 тыс. евро за концерт получает Верка Сердючка. Но не в этом близость расследования на НТВ концерту на Первом: любовь – у кого к деньгам, у кого (если говорить о продюсере Пригожине) к женам (то есть Валерии) – вот та путеводная нить, что соединяет телеканалы в неделю отдыха от сильных впечатлений.
В размягченность любовных признаний органично вписался «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной. Ее передача, по деталям видно, была снята не в последний момент, но вовремя показана: исполнилось 60 лет сладкоголосому Юрию Антонову. В отличие от святого Валентина он не попал в нелепые ситуации, рассказывал о себе, своих музыкальных успехах и своих шести собаках. Впрочем, удивило то, что при его немалой популярности и вполне приличном и стабильном уровне работы ему нашлось место только в двух дневных субботних передачах. Что ж, любовь (в том числе к музыке) любовью, а продюсеры с их возможностью оплатить эфирное время – продюсерами. Хотя Валентину, наверное, повезло не столько с продюсерами, сколько с модой.
Вы спросите, откуда в заголовке обзора взялся Чарли – что-то о Чаплине ничего не было. Это о другом Чарли, британском наследнике престола. На полноценного Чарльза он, в силу своих повадок и особенно видного по телевидению равнодушно-неуверенного выражения лица, не тянет. А вот на Чарли – вполне; тем более что женитьбу Чарльза телевидение чужой страны не посмело бы обсуждать, все же не поп-фигура, а вот Чарли вовсю обсуждали черненькая и беленькая резвушки в «Принципе домино». И уж так страстно разрешали ему жениться на давней любовнице или запрещали, так нервничали по этому поводу подсадные телефонные голоса, что показалось: нет ничего в России важнее, чем любовь престарелого британского принца к неюной даме и любовь самого английского народа к его погибшей жене Диане.
С любовью сбой произошел только один раз, но зато какой! Уже достаточно давно на крупном и хорошо о себе думающем канале НТВ появились проблемы с аналитическими программами. Конец недели, который прежде бывал связан с элегантными, подчас эпатирующими, но не очень сильно, выпадами Л. Парфенова в «Намедни», а когда-то, еще раньше, с простоватыми, но весьма информативными (хотя информация была, что называется, ангажированной) «Итогами» Е. Киселева, в последние месяцы стал вялым, скучноватым. Но вот объявили новую программу, воскресную, вечернюю, авторскую – «Воскресный вечер с В. Соловьевым». Возникла надежда на то, что камерные утренние беседы под стакан «апельсинового сока» и будничные бравурные сражения у «барьера» дали разгон несомненно умелому и по-своему обаятельному телеведущему для нового проекта. Наступил вечер воскресенья, когда я, каюсь, включила телевизор не ровно в 22 часа... А там какие-то киберы, пампасы, американская девица, собирающаяся рожать от романтично отсут-ствующего папаши... И вот уже 22.30, а Вовы все нет. И начинается программа о наших, русских преступлениях, запланированная на более поздний час. Без предупреждения. Без межпрограммных титров или закадрового голоса с извинениями за отмену объявленной программы.
Не говоря уже об отсут-ствии любви к телезрителям, что-то явно нелюбовное произошло у Соловьева с НТВ. Что? Как решительно анонсирует девушка с Первого канала, покажет время. Только без кавычек. Да и покажет ли?
//Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.