Выставка без названия, хотя обозначить в новой экспозиции стержень – ничего не стоит. Достаточно взять любую популярную фразу из учебника по литературе, из тех, что, не задумываясь, выносят в эпиграф сочинения ученики-зубрилки – хоть «С чего начинается Родина...», хоть «Край родной, навек любимый...», – и вы попадете в точку. Любой литературный штамп на эту тему (штамп в данном контексте – не ругательство, а лишь констатация многократной повторяемости, от чего самое меткое и душевное выражение выцветает и теряется) как нельзя лучше отражает тематику предложенного автором живописного материала.
Будучи дилетантом в живописи, я не берусь судить о профессиональном уровне исполнения полотен. Безусловно, они выполнены безукоризненно, хотя бы на том основании, что их автор без малого два десятилетия возглавляет кузницу живописных кадров – Ярославское художественное училище. В его творческом портфолио – участие в многочисленных выставках разного уровня значимости – от област-ных до международных, – прес-тижные награды и премии. Произведения Сергея Коровина удостоены чести находиться в собрании Ярославского художественного музея, во многих российских и зарубежных частных коллекциях. Словом, автор заслуженно именит и признан как коллегами, так и зрителями.
В данном случае хочу заострить внимание на другом. Речь пойдет о предсказуемости и великолепнейших конъюнктурных наработках. Я не ошиблась в эпитете – подобный уровень воспроизведения того, что будет стопроцентно востребовано публикой, достигается действительно неимоверным трудом. Вот это ощущение – заведомое знание того, что ты увидишь, – очень мешало непосредственному восприятию картин.
Голова каждого из нас забита бессчетным количеством штампов. К примеру, какая картинка возникает у вас в воображении при словосочетании «русский интерьер»? Правильно – самовар и гирлянда баранок, с нарочитой небрежностью забытый на стуле платок с бахромой, уголок печи с изразцами, потемневший от времени комод с кружевным треугольником салфетки... Так вот, на выставке Сергея Коровина таких интерьеров «а-ля рюс» то ли четыре, то ли пять. Количество уже не имеет значения, когда пройдена цифра два. Каждая из картин мастерски прописана, и, будь она представлена на выставке в единственном экземпляре, то рождала бы совсем иные чув-ства – не думалось бы об отработанном ремесленном подходе, а всласть ностальгировалось.
То же самое происходит и при знакомстве с пейзажами. Ругать – язык не поворачивается, потому что качество письма отменное, а хвалить – значит, лукавить. Поэтому при оценке увиденного невольно рождаются опять же штампы. Отчего-то хочется комплиментарно величать художника не иначе как певцом русской природы. И вот эта нарочитая русскость во всем – от тиражируемого самовара до неизменной березки и церковной маковки – не трогает именно потому, что она изначально словно нацелена автором производить благостное впечатление на зрителя. Есть такое хорошее словечко, пусть и не очень правильное – «не торкает». Так вот представленная на данной выставке живопись не торкает.