Позицию маленького человечка, выросшего совсем в другое время, научившегося пользоваться видео и DVD-аппаратурой чуть ли не с пеленок (хотя теперь, наверное, правильнее говорить, с памперсов?), понять можно. Каким же должен быть кинотеатр, чтобы привлечь этого юного оппозиционера на свою сторону? И вообще, ходят ли сегодня люди в кино? Мы попытаемся разобраться в этом вопросе.
У СОВЕТСКИХ – СОБСТВЕННАЯ ГОРДОСТЬ...
Ярославским кинопрокатом приобретено в 2003 году 19 фильмов, из них 11 – отечественные: ленты «Вовочка», «Олигарх», «Война», «Кукушка», «Медвежий поцелуй», «Возвращение», три фильма повторной печати – сказки Александра Роу и «Горячий снег», православная программа. Людмила Федоровна Ипатова, директор государственного учреждения Ярославской области «Киновидеоцентр» говорит:
– Мы постоянно пополняем свою фильмотеку. И сознательно приобретаем подчас далеко не кассовые ленты, старые фильмы о войне, детский фильм «Повелитель луж», «Звезда». Они не принесут дохода, но я считаю, что их должен видеть зритель.
Солидарна с коллегой и Валентина Григорьевна Глумова, директор МУК «Кинозрелищный центр «Аврора».
– Я считаю, что сегодня, как никогда, необходимо вернуть на экраны качественное отечественное кино. У зрителей есть потребность в нем, не все интеллектуально деградировали, питаясь американизированной кинопродукцией. Это доказал прошедший в Ярославле фестиваль «Улыбнись, Россия». Залы у нас были переполнены. Но поддержка отечественного кинопроката должна быть на государственном уровне. Когда во Франции идут целевые показы отечественного кино, соответственно идет и поддержка. Мы же за фестивальные дни не получили ни копейки... А я, директор, постоянно должна думать о том, как заработать деньги.
Но все-таки вкусовые пристрастия директоров или арт-менеджеров невольно определяют и меню репертуарной киноафиши города. Хорошо, когда объективная оценка берет верх над субъективной...
«В ЯРОСЛАВЛЕ
ЛЮБЯТ ПОПСУ!»
Этому мнению, высказанному арт-директором кинотеатра «Родина» Евгением Чуевым, очевидно, стоит доверять. Хотя бы на том основании, что «Родина» с момента своего открытия в мае 2003 года является кинотеатром № 1 в Ярославле и области. И все это время за репертуарную афишу отвечает именно он, Евгений Чуев. При работе на кинорынке Евгений всегда придерживается нескольких правил:
– Я никогда не смотрю пиратскую версию ленты и обязательно отслеживаю бюджет фильма, его кассу в Штатах, обращаю внимание на режиссера, актерский состав.
– Неужели за полтора года работы не было ни одного прокола? Например, тебе лично фильм понравился, а зритель твой вкус не оценил?
– Откровенных провалов не было. Да мы и не можем себе этого позволить – мы же коммерческая организация и работаем за деньги, а не ради личного интереса. Есть фильмы, которые собирают залы в Москве, но в нашем прокате они точно не пойдут. Например, накопленный нами опыт показал, что в Ярославле любят попсу. Мы ориентируемся на среднестатистический вкус зрителя и стараемся уйти от заумного кино.
В среднем в месяц на афишах «Родины» меняется от десяти до пятнадцати новых названий. При пустом зале кинотеатр не работает никогда – таких случаев просто не было. Два зала по 270 мест каждый даже в будние дни заполняются на 70 – 80 процентов, не говоря уже о выходных. Самое ажиотажное время для кинотеатра – школьные каникулы, и, как это ни покажется странным, лето.
– Открывшись, мы поставили перед собой задачу: выйти на уровень первого экрана. Сделали ставку на мировую премьеру «Терминатора» и не прогадали. Это был июль 2003 года. Ровно год спустя – июль-2004 – премьера «Ночного дозора». Результат превзошел все ожидания.
Самым провальным с точки зрения кассы, по мнению специалистов, является сентябрь. Все возвращаются из отпусков, начинают втягиваться в учебу – не до кино становится.
Основной контингент посетителей «Родины» – молодежь и люди среднего возраста до 40 лет. Для них, по мнению администрации кинотеатра, цена билета от 120 до 170 рублей не является проблемой.
– А если пойти в кино всей семьей – это за одни билеты надо выложить 510 рублей! А поп-корн, который непременно потребует ребенок (от 20 до 50 рублей, в зависимости от величины стаканчика), а кофе-мороженое в кафе (цены – ресторанные)…
– Вы считаете по максимуму. Так ведь можно и ужин в ресторане приплюсовать, и игру на автоматах, и даже покупку футболки с нанесенным по твоему заказу рисунком... Если же вы хотите просто по-смотреть какой-то фильм, то можно пораньше встать – цена на утренние сеансы всего 70 – 90 рублей. Я считаю, что у нас цены реальные, а подход к клиенту гибкий.
По мнению арт-директора «Родины», киносеансы уже составляют конкуренцию домашним посиделкам перед телевизором. Люди начинают понимать разницу между пиратской копией и оригиналом – именно техническое качество демонстрируемой ленты (качество интеллектуальное – дело вкуса каждого) склоняет чашу весов в пользу посещения кинотеатра. Особенно когда там созданы все условия для отдыха.
– А вы не боитесь конкуренции? Если реализуются планы градоначальства и в Ярославле откроется новый шестизальный кинотеатр...
– Он, безусловно, будет востребован. Но «Родина» не погибнет ни при каких обстоятельствах. Здоровая конкуренция будет просто подстегивать и тех, и других.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Недаром говорят, что все новое – хорошо забытое старое. Но если это старое было не просто «хорошо», то есть основательно забыто, но и было хорошо по своей сути, то почему бы его не достать из сундучка опыта? Наверное, именно так рассуждала музыковед Елена Николаевна Степанкова, задумав возродить музыкальный киноабонемент «В мире волшебных звуков».
Завсегдатаи кинозалов среднего и старшего возраста наверняка помнят, что в золотые для кинопроката времена в Ярославле было целых три клуба любителей кино – два при кинотеатрах «Родина» и «Парус», а третий – в Знаменской башне у Рэма Юстинова. Там можно было посмотреть редчайшие картины из собрания Госфильмофонда, новинки элитарного зарубежного кино, то есть те фильмы, которые рядовой зритель и не увидел бы никогда в жизни.
Подобный киноабонемент и решено возродить на базе кинотеатра «Родина». Пилотный проект, запущенный в прош-лом году (этим пробным шаром стала «Травиата» Франко Дзефирелли) наглядно продемон-стрировал, как интеллектуальный зритель, затравленный с телеэкранов низкопробным «мылом», истомился по настоящему кино. Очередь за билетами змеилась вокруг кинотеатра.
В планах работы музыкального киноабонемента «В мире волшебных звуков» – знаком-ство с известными операми, балетами, мюзиклами и опереттами из собраний Госфильмофонда. Очередность встреч – один раз в месяц. Нужно отдать должное владельцам кинотеатра «Родина», сделавшим такой широкий жест и согласившимся взять расходы (а это ни много ни мало – десять тысяч рублей за один сеанс) на себя. Дело в том, что киноабонемент – проект, разумеется, не коммерческий, он носит исключительно просветительский характер, поэтому и стоимость билетов более чем лояльная – в пределах 60 рублей.
БЫЛОЕ И ДУМЫ
Как не хотелось бы погрузиться в прекраснодушные воспоминания о былой славе кинотеатра «Волга», но печальные думы о его сегодняшнем дне не позволяют предаваться мемуарам. Хотя, положа руку на сердце, директору кинотеатра Валентине Павловне Прусовой, безусловно, вчерашний день кинопроката милее.
Построенный в 70-е годы, новый кинотеатр с огромным зрительным залом, просторным фойе и практически отсутствующими служебными помещениями (о чем зритель, разумеется, не догадывался) олицетворял собой воплощение ленинской мечты – «кино – в массы». Каждый фильм (а кинотеатр, как лучший в городе, работал первым экраном, то есть сначала премьера проходила в «Волге», а уж потом, вторым экраном, в залах по-проще) сопровождался аншлагом, о покупке билетов на выходные дни приходилось заботиться загодя. Я не говорю уже о столпотворении, которое случалось в дни фестивальных показов: кинофанаты сидели на ступеньках – мест не хватало! – по два – три фильма без перерыва и счи-тали столь выматывающее киноокультурирование «за счастье».
Директор Валентина Павловна, безусловно, хочет вернуть былое процветание своему детищу, но понимает – в карете прошлого далеко не уедешь, а посему рассуждает трезво: современный зритель, привыкший к совсем иному уровню комфорта, зачастую имеющий в собственной гостиной домашний кинотеатр, душой и кошельком повернется к общественным кинотеатрам нескоро.
Пока «Родина» была на ремонте, «Волга» еще худо-бедно держалась на плаву. С появлением же серьезного конкурента даже такая незначительная деталь, как относительная отдаленность от центра, работает против популярности киноточки. Хотя – все относительно. Когда, к примеру, в кинотеатре проходят мероприятия городского уровня, бесплатные для зрителей, – фестивали, праздники – от желающих отбоя нет. И отдаленность от центра перестает быть помехой. С другой стороны, не думаю, что сегодня сумма в 40 – 70 рублей – а именно столько стоят здесь билеты – может стать серьезной преградой между потенциальным зрителем и кинотеатром. Так кто же виноват в том, что некогда полноводная «Волга» превратилась в едва различимый ручеек областного кинопроката и не сегодня, так зав-тра пересох-нет вовсе?
Пенять на внезапно возникшую периферийность района и мнимую дороговизну билетов – значит, лукавить. Кинотеатр стоит ровно на том же месте, где его и поставили тридцать лет назад, а транспорта, чтобы до него добраться, стало на три маршрутных такси больше. И полтинник за билет по сегодняшним меркам – не деньги. Проблема в том, что кинотеатр работает вторым экраном, любители киноновинок успевают посмотреть нашумевшие премь-еры в «Родине», «соригинальничать» можно только на том товаре, который самостоятельно привезешь с московского кинорынка. А там тоже люди не зря сидят – суперфильм во второэкранный зал не отдадут. Но даже для нескольких зрителей администрация проводит сеанс – за каждого посетителя, можно сказать, здесь борются в индивидуальном порядке.
Искать виноватого в этой ситуации – дело пустое. Как говорится, «новые песни придумала жизнь, не надо, ребята, о прошлом тужить». Большие кинозалы – а в «Волге» даже после снятия нескольких рядов остается 535 мест – давно не востребованы. Современный кинокомплекс предполагает наличие нескольких залов, каждый на 30 – 50 мест. Переоборудовать согласно современным требованиям здание этого кинотеатра – немыслимо затратное предприятие. Город на подобные расходы никогда не пойдет. К слову, из 13 кинотеатров лишь два, «Волга» и «Октябрь», остаются муниципальными, остальные либо закрыты, либо перешли в частную собственность.
– Как на мине замедленного действия сидим, – сетует Валентина Павловна, – уж лучше бы сразу всех прикрыли и прекратили наши мучения.
Как же кинотеатр выживает? Лично я, как ни пыталась, так и не смогла понять. Доходы от бесконечных ярмарок-продаж шуб и пальто уходят в КУМИ, в киношный кошелек перепадает лишь процент «на развитие материальной базы». От дискотек «Волга» тоже вынуждена практически отказаться, лишь для школьников сделано исключение. Причина простая – нет помещения, второй этаж переоборудован в бильярдный зал, не имеющий отношения к кинотеатру, а на первом – кто был в этом здании хоть однажды, тот знает – просто не повернуться. Пытаясь приспособиться к реалиям сегодняшнего дня, администрация недавно открыла vip-зальчик на 20 мест с кинопроектором, караоке для проведения праздников и вечеринок. Стоимость вполне приемлемая – 150 рублей в час, остальная калькуляция – в соответствии с прожорливостью и питейными способностями гостей...
Безусловно, хорошо, что дирекция некогда первого в области кинотеатра не сидит сложа руки – что-то придумывает, на что-то надеется. Но согласитесь: все эти потуги на выживание – аренда, бары, бильярды – не имеют ничего общего с основной функцией кинотеатров – показом кино... И при всем оптимизме Валентины Павловны Прусовой, заверявшей меня, что «мы работаем.., жизнь кинотеатра не останавливалась ни на одну минуту.., может быть, что-нибудь и переменится...», надеяться остается только на чудо.