Причиной вынужденного забвения полотна стали размеры – три на четыре метра. Даже сейчас, когда речь идет об его грядущем экспонировании, до конца не решен вопрос, где же оно будет выставляться. Куратор выставки «Война и мир» Наталья Коновалова предполагает, что это будет парадная лестница Губернаторского дома (иных вариантов, честно говоря, просто нет).
Картина написана в традициях классического парадного портрета и представляет собой групповое изображение будущего архиепископа Ярославского и Ростовского Сергия с двумя мальчиками-служками. Патриотическое молебствие в первую годовщину начала Великой Отечественной войны состоялось в Никольской церкви Преображенского кладбища в Москве.
Василий Яковлев (действительный член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР, дважды лауреат государственной премии СССР, профессор живописи) присутствовал на богослужении о «даровании победы оружию Красной армии», которое проводил отец Сергий, в ту пору епископ Звенигородский. После службы художник предложил священнослужителю, с которым был дружен, написать картину. Работа над масштабным полотном велась два года.
Картина была подарена отцу Сергию, который планировал выставить ее в актовом зале Одесской духовной семинарии, так как после войны он был назначен епископом Одесским и Кировоградским. Но ситуация сложилась не в пользу живописного полотна, служебные назначения отца Сергия менялись, и, переезжая с места на место, он возил дар художника с собой. Дело это было непростое: громадный холст хранился намотанным на специальный вал. В ноябре 1966 года архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий передал произведение в дар историко-архитектурному музею-заповеднику, а при его разделе полотно стало собственностью художественного музея.
По словам специалистов, оно хорошо сохранилось. Наталья Олеговна объясняет это тем, что автор был не просто живописцем, но и грамотным реставратором, хорошим технологом. Поэтому реставрационные работы будут несложными. Проблему музейщики видят в другом: для экспонирования работы необходим подрамник очень больших размеров, его изготовление оценивается в 10 тыс. рублей. Таких денег у музея нет.
– Хотя есть другой вариант, более дешевый, – считает куратор выставки. – Можно повесить картину, как ковер, на двух рейках, благо крепость холста позволяет нам это сделать.
Есть и еще один момент в данной истории, достаточно грустный. Из-за внушительных габаритов полотно Василия Яковлева не может быть представлено в постоянной экспозиции. Если не найдутся желающие взять его на экспонирование в другие музеи страны, то после завершения работы выставки «Война и мир» холст будет вновь намотан на вал и убран в запасники. До следующего юбилея Победы. Или навсегда.
К слову, холстов гигантских размеров, с которыми незнакомы не то что зрители, но и большинство сотрудников музея, в запасниках то ли шесть, то ли восемь (специалисты – и те путаются). Среди них – фундаментальное полотно «Члены партии и правительства осматривают модель Дворца Советов» кисти Горелова (оно, кстати, было намотано поверх полотна Яковлева. Именно благодаря презентации «Патриотического молебствия...» о нем и вспомнили). А вот официального повода предъявить этот шедевр соцреализма миру, возможно, уже не найдется.