«Как вас зовут? Царев... Миша... Царев?! Выдайте Цареву лохмотья поприличней!» Четырнадцать рыбинских мальчишек из хора «Соколята» одевались в костюмы уличных оборванцев. Драная одежда, сапоги кому-то оказались велики, но разве об этом думали ребята! Что творилось в душах мальчишеских в те мгновения, которые им не забыть уже никогда? Об этом знала лишь Юлия Дашкова, хормейстер, которая стала в московском туре воспитателем, няней, костюмером, психологом для своих учеников. Совсем скоро они выйдут на сцену Московского театра «Новая опера» и будут петь рядом с артистами, признанными в России и в мире...
А начиналось все лет 35 назад, когда хор «Соколята» под управлением Валерия Тришина участвовал в исполнении третьей симфонии Малера вместе с Ярославским симфоническим оркестром – это было первое серьезное произведение. Затем были: Шуберт, Перголези, Дворжак... А в мае 2005 года к шестидесятилетию окончания Второй мировой хор мальчиков «Соколята» вместе с хорами из Англии, Германии и России пел «Военный реквием» Бриттена на английском. Тогда же дирижер «Новой оперы» Дмитрий Волосников и предложил «Соколятам» участвовать в постановке оперы Мусоргского «Борис Годунов» в Ярославском Кремле на фестивале «Преображение-2005». А после удачного дебюта он пригласил Рыбинский хор спеть на сцене московского театра. Выбор оказался до отчаяния трудным, ведь в расписании у мальчишек уже значилось выступление на хоровом фестивале в Нижнем Новгороде. Сколь велик был соблазн выступать в столице, но они укатили в Нижний. Думали: все, пролетели с оперой. Но вновь судьба свела Сергея Шестерикова, художественного руководителя «Соколят», и Дмитрия Волосникова в Ярославле на «Преображении» через год. И приглашение спеть в «Борисе Годунове» последовало вновь. А вскоре «Новая опера» выслала официальное приглашение для хора мальчиков на администрацию округа, продублировав его в восемнадцатую гимназию – альма-матер «Соколят». Чиновники никак не отреагировали на весточку из столицы. Поняв, что бюджетной помощи не будет, семьи юных певцов собрали по две с лишним тысячи рублей и снарядили мальчишек в Москву.
Им предложили спеть в самой кульминации оперы, в любимейшем фрагменте. У Собора Василия Блаженного детвора издевается над Юродивым. Вместе с концертмейстерами Валентином Розен-Рейном и Наталией Израилевой «Соколята» готовились три недели перед выступлением, забыв обо всем. Накануне спектакля Сергей Шестериков привел ребят на Красную площадь, к собору.
И вот... Из-за спин мужского хора на сцену просочилась стайка юных оборванцев. «Главарь» этой уличной шпаны – Димка Жильцов – накрыл зрительный зал своим отчаянным свистом! Мальчишки вошли в роль и столь самозабвенно «доставали» Юродивого, что уже после спектакля один из «соколят» Кирилл Смирнов серьезно заявил: «Теперь я понял, что нужно очень уважительно относиться к больным, немощным людям на улице...» Сам же Юродивый (лауреат международного конкурса тенор Дмитрий Пьянов) был несказанно рад, что над ним издевались рыбинские мальчишки – настоящие, искренние... До сих пор роли уличных оборванцев в театре исполняли актрисы невысокого роста.
Вся сцена – пятнадцать минут. Из них семь минут – пение, остальное – актерская игра. И с этим ребята справились. Артист, исполнявший партию Бориса Годунова (лауреат международных конкурсов бас Виталий Ефанов), похвалил мальчишек за точное попадание в образ! А руководителю сказал:
– Когда они на сцене просили хлеба, такая шла живая неподдельная энергетика! Ребята явно чувствовали себя будущими звездами оперной сцены. И пусть немногие ими станут, но это было в их жизни – они пели в настоящей опере рядом с именитыми певцами, выступающими в Ла Скала, Ковергардене...
Впрочем, это не последний их московский визит – «Новая опера» отныне будет сотрудничать с рыбинскими «Соколятами». Ведь признания на столь высоком уровне дети, их учителя, их семьи добились нелегким трудом. Когда же любимый город сочтет за честь инвестировать высокое искусство?