От обезьяны человек произошел или его создал Бог? К этой дилемме в основном сводятся дискуссии обывателей на тему веры, поскольку религиозное образование населения практически на нуле. У обезьяны сторонников, как правило, набирается больше – теорию Дарвина в школе преподают. А про Адама и Еву и другие божественные замыслы можно узнать из книг. Но в библиотеке Большого Села, например, такой литературы почти нет: несколько подаренных кем-то экземпляров Библии – и все. Этот пробел попытался восполнить житель села Константин Константинович Леонов. К 1 сентября, Дню знаний, в библиотеке открылась маленькая выставка его книг по православной педагогике: «Православная семья», «Это нужно знать каждой девочке» (беседы со священником), «Почему существует мода»... Еще номера газеты «Епархиальные ведомости» – не всем же извест-но, что существует такая.
Не будем лукавить: ажиотажа выставка не произвела. Константин Кон-стантинович этим не смущен – у него уже есть опыт. Он участвовал в создании библиотеки духовной литературы в здешнем краеведческом музее. Весной местные священники – игумен Савва, настоятель храма Параскевы Пятницы, протоиерей Сергей Николаевич Вишневский, настоятель церкви Вознесения во Флоровском, и Леонов отдали туда свои книги – около ста томов: жития святых, назидательные сочинения и т. д. Увы, ими воспользовались немногие посетители. Прочие живут в убеждении, что обезьяна им родня.
Обещанный праздник
В незапамятные времена (это значит, никто не помнит, в каком году – видимо, несколько столетий назад) 15 августа по старому стилю (а вот за число и месяц все ручаются) на стадо деревни Мартыново, что на территории современного Мышкинского района, напала стая волков. Много скота порезали и покалечили звери, остальной в страхе разбежался. Жители горевали и жаловались: за что, Господи, за что? Это были легкомысленные жители мужского пола. Но женщины быстро сообразили, что к чему. За то, решили они, что Матерь Божью не почитаем – волки напомнили о празднике Успения Пресвятой Богородицы. И тогда мартыновцы по-обещали Богу, что этот день станет их общим особенным праздником – обещанными называются такие. С тех пор отмечали его вместе, всегда, даже в советское время, под видом дня деревни. Кстати, они гордятся тем, что «день деревни» у них был задолго до общей моды на подобные мероприятия в городах и селах. А в конце восьмидесятых годов здесь так осмелели, что уже называли праздник его религиозным именем, прибавляя номер года, «Успеньё-88» например. На конце слова буква «ё», поскольку так звучит оно на кацком диалекте – в Мартынове кацкари живут.
От Успенья до Успенья мартыновцы ведут счет самым значительным событиям местной жизни, а в праздник их оглашают. Вот и нынче, когда собрались на «Успеньё-2005» почти 200 человек в Доме культуры, начали с новорожденных – произвели ритуал имянаречения. Только один человек появился в деревне за это время – в конце декабря родился Егор Петухов. Его родителей – Елену Александровну (работает санитаркой на ветеринарном участке) и Сергея Николаевича (механизатор в колхозе «Верный путь») вместе с сыном вызвали на сцену. Крестных – Игоря Костюкова и Ольгу Розову – тоже. Вручили подарки и погадали о будущем младенца. Для этого вывесили огромную бумажную ромашку, на ее лепестках были написаны пожелания. Их отрывали и читали залу. Тут кацкари узнали, что Егор будет начальником и покорителем девичьих сердец. После в честь нового гражданина Мартынова были исполнены песни и пляски.
Артисты, выступавшие на празднике, все были из детсада и школы. Они показывали свое искусство после каждой части программы. Зал умилялся, поскольку сплошь из их родственников состоял. А еще время от времени на сцене для поднятия настроения появлялись комические персонажи: Устинья и пара – Баба Маня и Дед Егор. Их роли исполняли взрослые: сотрудники музея Юрий Ершов и Николай Румянцев, студент Саша Карентников и Елена Алексеевна Великолепова, директор ДК. Они, как тут говорят, «коменничали» – импровизировали на актуальные деревенские темы. Например, обсуждали идею переоборудования освободившегося здания школы в гостиницу. (Кстати, к этому вполне серьезно относится глава Мышкинского округа Анатолий Геннадьевич Курицын, поскольку в Мартынове бывает много московских туристов). В предполагаемом отеле мартыновцы заранее делят рабочие места. Здание, о котором идет речь, находится в Петушках (название квартала), а рядом улица Румыновка (ее в 80-е годы строила бригада карпатских румын), где живет молодое, трудоспособное население. Вот Баба Маня и говорит: если работы на всех не хватит, пойду стриптиз вокруг дрына (шеста) плясать – меня, мол, румыновские бабы обещали взять с собой. Зал хохочет, а «румыновским бабам» приятно, что они такие удалые.
Но на сцену уже звали человека, который дольше всех в Мартынове трудится. Это Анатолий Федорович Кудрявцев, стаж у него 62 года. Он до сих пор – бухгалтер колхоза «Верный путь», где в пятнадцать лет, в 1943 году, начинал счетоводом. Его попросили назвать всех председателей, при которых ему довелось работать. Оказалось – больше десяти начальников пережил бухгалтер. Многих уж забыл, ему из зала подсказывали фамилии. Со стажем Анатолия Федоровича никакой другой в деревне не сравнится. Но есть люди, которые отработали по 40 лет, – супруги Чесноковы: Екатерина Павловна – агроном, Василий Иванович – механизатор. По 30 лет – у механизатора Анатолия Павловича Замяткина и заведующей комбинатом бытового обслуживания Лидии Александровны Дорофеевой. И так организаторы праздника перебрали всех трудящихся вплоть до молодых специалистов. А закончили проводами на пенсию заслуженного работника сельского хозяйства, доярки Екатерины Николаевны Розовой. Ей вручили огромное число «медалей» из картона, на которых были надписи: «Замечательная хозяйка», «Добрая соседка», «Лучшая свекровь»...
Под занавес досталась награда и главе округа Анатолию Геннадьевичу Курицыну. Он ее заслужил, победив в конкурсе знатоков – угадал названия каких-то необыкновенных растений, которые выращивает на своем огороде библиотекарь Лидия Ивановна Чуракова. Их ему и вручили в качестве награды. Отец Олимпий, прибывший, как тут говорят, «из Богородских деревень» (это в 18 километрах от Мартынова, где в селе Малом Богородском строится Свято-Духовской скит), сказал речь. Похвалил мартыновцев за то, что они свой деревенский празд-ник приурочивают к православному. Сначала отец Олимпий думал – к престольному. Но ему рассказали, что праздник обещанный и с чего все на-чалось.
//По сообщениям наших корреспондентов.