Прохладная погода не остановила ярославцев – спектакль собрал более трех тысяч зрителей. Присутствовавшие на нем были свидетелями и участниками событий, разворачивающихся под живую музыку симфонического оркестра и звоны старинных колоколов. Ощущение театральности стиралось, уступая эффекту присутствия и реальности происходящего. Эмоциональность и доброта ярославских зрителей известны, но в этот вечер они, кажется, превзошли самих себя. Благодарили артистов не только аплодисментами, но и каким-то восторженным, ликующим ревом.
Понравился спектакль и нашим зрителям, не избалованным музыкальными событиями такого масштаба, и главному техническому организатору действа – Игорю Петровичу Вепринцеву, который обеспечивает звук на всех больших праздниках на Красной площади. «Бориса Годунова» он озвучивал за последние два года четыре раза, в том числе и в исполнении оркестра Гергиева в Кремле. «Это лучший спектакль», – уверен российский маэстро звука. И сами артисты, а приехали в Ярославль 160 человек, не против побывать здесь еще раз. «Дмитрий, если поедешь еще раз в Ярославль, мы с тобой», – обращались после столь теплого приема солисты к дирижеру Дмитрию Волосникову.
Ночной колокольный концерт тоже собрал большую аудиторию. Можно было не только услышать звоны, но и на выведенном на стену звонницы экране увидеть лица исполнителей. И послушать в этот вечер было что. Жюри конкурса звонарей отметило очень высокий и ровный уровень всех участников конкурса. Выбирать приходилось лучших среди равных. Вот этих лучших вместе с оркестром «Новой оперы» и слушали ярославцы на ночном концерте. Первое место в категории ансамблей завоевали наши звонари – Оксана Никитина и Олег Галкин, лучшим солистом был признан Дмитрий Козюка из Белоруссии. Он же удостоен и денежной премии одного из членов жюри –
А. Прянишникова – за дерзновение в творчестве. Вместе с коллегой Екатериной Даниловой Дмитрий без репетиций выступил на двух звонницах – большой и малой. Организаторы фестиваля предполагали, что этот конкурс звонарей будет последним, но участники очень просили не оставлять это нужное дело, только здесь они могут по-настоящему пообщаться, узнать, кто чем живет, обменяться знаниями и, главное, многому научиться у более опытных звонарей. Да и город встречает так, что сюда хочется возвращаться. В общем, следующий конкурс звонарей наметили провести к 1000-летию Ярославля.
Конкурс декоративного оформления клумб, которому музей предоставил свою территорию, тоже подвел итоги. Лучшими оказались дизайнеры горзеленхоза, но и тех, кто им по мастерству уже почти не уступает, тоже немало. Мечта музейщиков – сделать этот красивый конкурс традиционным. Тогда и территория музея превратится в ухоженный сад, и дизайнеры будут иметь охраняемую площадку для демонстрации своего мастерства.
Отгремели ночью залпы салюта, рассыпавшие золотой дождь над звонницей, с утра территорию приводят в обычный вид, разбирают сцену и «зрительный зал». А главный организатор этого праздника, заслуженный работник культуры, директор музея-заповедника Елена Андреевна Анкудинова подводит итоги и делится планами на будущее:
– В этом году фестиваль подошел к определенной отметке – надо понять, каким ему быть дальше. Конечно, можно из года в год привозить на эту открытую сцену оперные спектакли. Исторических опер, вполне подходящих нашему антуражу, много – «Князь Игорь», «Садко» и другие. Но, на наш взгляд, это неинтересно и не отражает сути фестиваля. Я всегда подчеркиваю, что этот фестиваль – музейный, по своему характеру он не музыкальный, он ищет новые формы существования. В следующем году все будет по-другому. Как – пока секрет. Мы много думали, как объединить все местное сообщество – город и даже область в этом празднике, и, кажется, кое-что нам удалось. Скажу только, что идея фестиваля дорогая. Но в следующем августе пусть не все сразу, но уже начнем ее воплощать.
Вживить в городскую традицию праздник – дело невероятно сложное. Не успокоиться на этом, каждый год поднимать его на новую ступень – сложнее сложного. И чтобы творческий порыв добрых и заботливых родителей ярославского «Преображения» не иссяк, надо помогать им всем миром. Пока у фестиваля есть только «мама» – Елена Анкудинова, место «отца», к сожалению, вакантно.