Но можно взять и «состарить» эти улицы, хотя бы на фотографиях. Или построить виртуальный город, совместив старые открытки с современными фото. Подобную попытку осмыслить пространство в прошлом, настоящем и будущем предприняли молодые ярославские художники. Ее результатом стала выставка «Ярославль. Точки пересечения», открывшаяся на днях в галерее «Алле’Я».
Получился своеобразный, неофициальный путеводитель по городу. Как заметил один из участников выставки Петр Ловыгин, в своем проекте «Фотографии про Ярославль» он представил места, не отличающиеся особой архитектурной ценностью, это просто его любимые уголки города. Снимки выглядят так, будто их только что извлекли из бабушкиного сундука. А дабы зритель смог уразуметь, «где эта улица, где этот дом», Петр сопроводил работы подписями и подробной картой местности.
Екатерина Змеева – автор проекта «Эти двери повсюду...» – может рассказать очень много про объект изучения. О том, как двери по долгу службы напускают на себя сугубо официальный вид или, наоборот, цепляют на себя побрякушки вроде затейливых ручек или даже цветочных горшков, – и все только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Двери стареют, некоторые заканчивают жизнь печально: становятся «мостиком» над лужицами, валяются в какой-нибудь помойке.
Более обыденным Ярославль предстает в проектах других авторов. Город рекламных слоганов, неоновых огней и ночных клубов – все это и без того знакомо и ничего нового не открывает. Иногда подписи к снимкам даже интереснее, чем изображение.
Взгляд на современный Ярославль вызывает грустные мысли. Ведь, по сути, информационное, технократичное и порой агрессивное простран-ство – это и есть наша среда обитания. Да и будущее, просматривающееся в новострое, оптимизма не вызывает. Вокруг – утраченный и утрачиваемый каждый миг город, хотя местами видны попытки реанимации.
Пространство не терпит пренебрежительного к себе отношения. Если старый скверик изуродовать пивными ларьками, мы фактически вычеркнем его из городской среды. Хотя физически он останется на прежнем месте. А дальше? «Память о нем навсегда сохранится в наших сердцах» – и только? Ну еще парочка фотоснимков. Хочется надеяться – и выставка тому порукой – все будет не так трагично.