Ну а вчера в музее в адрес мастера звучали только хвалебные речи. Губернатор области Анатолий Лисицын, награжденный золотой медалью Российской академии художеств за помощь в проведении выставки, вручил Церетели благодарственное письмо за предоставленную ярославцам возможность увидеть его работы и принес извинения в связи со скандалом, раздутым по поводу подаренных поселку Борисоглебский скульптур Иринарха Затворника и Александра Пересвета.
– Новое всегда вызывает споры, – сказал губернатор. – Так было со скульптурой Троицы, с памятником Ярославу Мудрому. Но здравый смысл всегда брал верх.
Назвав Церетели великим художником, Анатолий Лисицын пообещал, что памятники преподобным будут вскоре установлены. Кроме того, он предложил установить скульптуру Петра I, от которой так отбрыкивается Санкт-Петербург, в Переславле-Залесском, где чтят память царя-флотоводца. Несколько неожиданным было сообщение о том, что Зураб Константинович изъявил желание участвовать и в подготовке празднования 1000-летия Ярославля.
Всех сотрудников, помогавших в проведении выставки, и в первую голову директора художественного музея, щедрый на подарки Зураб наградил медалями и благодарственными письмами от имени Академии художеств. А ряд чиновников, среди них замгубернатора Ирина Скороходова и мэр Виктор Волончунас, получили из рук мэтра медаль с краткой надписью «Достойному».
Зураб Константинович в небольшом интервью сказал, что это не он оказал честь Ярославлю, а Ярославль ему. И признался, что бывают города, после пребывания в которых у него очень портится настроение.
– Значит, вы не пожалели, что показывать свои работы в провинции начали именно с Ярославля?
– Что вы! Находясь у вас, я пребываю в таком хорошем расположении духа. Доброта чувствуется здесь, вы любите Бога и ближнего, сохраните это. И потом... сколько в Ярославле красивых женщин!
– Вы сказали, что хотели бы принять участие в подготовке празднования 1000-летия нашего города...
– Надо еще подумать, как это осуществить. Мне хотелось бы открыть у вас отделение Академии художеств, которой скоро 250 лет. Это будет центр искусства, где можно проводить выставки, мастер-классы, работать художникам. Скоро я подготовлю свой проект и пришлю его губернатору.
– Оставите ли вы что-то на память ярославцам?
– Безусловно. Я подарю ярославскому музею свою работу. Из тех, что были представлены на этой выставке, – любую, какую выберет дирекция. Я не люблю дарить то, что не нравится.
– А как вы относитесь к скандалу в Борисоглебском?
– Пусть ругают! Это ведь своеобразная реклама. Чем больше будут говорить, тем лучше.
– В фильме, который демонстрировался здесь на выставке, прозвучала ваша фраза: «Много солнца не бывает». Это творческое кредо?
– Без солнца невозможно жить. Природа, солнце, цветы позволяют передать состояние человека, которое нельзя просто перерисовать.
– Вы уже давно живете и работаете в Москве. Ощущаете ли вы себя русским художником?
– Искусство не имеет национальности.
– Зураб Константинович, а вы – настоящий князь?
– Не знаю, как это следует воспринимать сегодня. Но мои предки – настоящие князья.