Ранее наличием подобных сооружений могли похвастаться только Москва и Санкт-Петербург. Именно подобных, так как комплекс, построенный в Данилове, в технологическом плане значительно превзошел своих столичных предшественников. Здесь будут мыть 12 различных видов подвижного состава, в том числе электропоезда, пассажирские вагоны, грузовые электровозы. Ни москвичи, ни питерцы таким изобилием похвалиться не могут. Кроме того, применены в Данилове и новые технические решения: щетки, моющие локомотив, впервые установлены на движущемся портале. За счет этого ноу-хау подвижной состав можно мыть со всех сторон, тогда как в столицах моют только боковые части вагонов и локомотивов.
По словам заместителя начальника СЖД – начальника пассажирской службы Сергея Черногаева, ввод этого комплекса в эксплуатацию позволит сделать значительный шаг вперед навстречу пассажирам, пользующимся услугами Северной магистрали, «так как опрятный, сверкающий чистотой электропоезд располагает к приятной поездке, и кроме того, это визитная карточка дороги и отрасли».
Генеральным подрядчиком строительства нового вагономоечного комплекса выступила компания «Ярдоринвест». Всего же на строительно-монтажные работы было затрачено 211 млн. рублей. Еще в 150 миллионов обошлась закупка и установка автоматизированного оборудования немецкой фирмы Roediger. Кстати, его монтаж, а также наладка программного обеспечения тоже производились силами немецких специалистов. Стоит отметить, что истинно немецкая аккуратность и педантичность присутствуют в каждой детали сооружения: начиная от стен помещения водоподготовки и водоочистки, сияющих стерильной чистотой, и заканчивая полами, отполированными до зеркального блеска.
Огромный, состоящий из двух производственных корпусов общей площадью около 16 тыс. кв. метров комплекс просто пугает своей безлюдностью. И это неудивительно – в дневную смену (а работать здесь будут круглосуточно) его обслуживают всего 5 (!) человек. Подобного эффекта позволяет добиться уникальное оборудование, основной принцип работы которого – «минимум участия человека в производственном процессе». Так, согласно технологии, в помывке подвижного состава присутствие человека в большом, длиной более 120 метров моечном корпусе абсолютно исключается. Весь процесс мойки электропоездов полностью автоматизирован.
Помимо основных корпусов новый вагономоечный комплекс включает в себя и вспомогательные сооружения. Здесь, например, возведена современная котельная, способная работать как на мазуте, так и на газе, которая будет автономно обеспечивать теплом весь комплекс; сооружена суперсовременная трансформаторная подстанция. Кроме того, решена проблема с водоснабжением – пробурены скважины и организована независимая система водозабора. Что немаловажно – здесь предусмотрены оборотный цикл водоснабжения, полная очистка использованной воды с помощью мощных фильтров. Так, в результате многоступенчатой фильтрации грязь, смытая с поездов, превращается в твердые отходы в виде брикетов и затем утилизируется, а очищенная таким образом вода снова и снова используется в технологическом цикле. Подобная схема позволяет абсолютно исключить вредные стоки.
Ввод в эксплуатацию на станции Данилов нового вагономоечного комплекса дает возможность отказаться от «дедушкиной» технологии помывочного процесса, когда основными инструментами при мойке электровозов были ведра и швабры. Такие «водные процедуры» продолжались часами и, естественно, отнюдь не способствовали повышению производительности труда и улучшению графика движения поездов. Более того, ввиду колоссальных временных и трудовых затрат ранее электровозы мыли, мягко скажем, нечасто – только при прохождении ими ТР-2 и ТР-3. Теперь же подвижной состав можно будет «чистить» при первой необходимости. Благодаря современным технологиям на помывку одного вагона будет уходить не более шести минут. Суточная программа комплекса – не менее 200 вагонов. Остается надеяться, что в ближайшем будущем подобные суперсовременные предприятия появятся и на других станциях Северной.