Автор, известный своими многометровыми монументами, в выездном варианте явлен совершенно в ином виде – миниатюрном. Если даже и скульптура Петра I – то бронзовая небольшая модель. То же с памятником «Добро побеждает зло»: перед ярославцами предстает лишь маленькая копия монумента, стоящего перед зданием ООН в Нью-Йорке и изображающего Георгия Победоносца, который повергает во прах ракеты «Першинг-2» и СС-20.
Любопытно было бы воочию увидеть хотя бы копии вызвавших недоумение у многих скульптур «В здоровом теле – здоровый дух» (народный вариант названия – «Путин в кимоно») или «Дежурный по городу» и «Спортсмен» (он же – Юрий Лужков). Но в наши палестины ни в миниатюре, ни в натуральную величину эти работы не завезут. Зато на выставке можно лицезреть станковую скульптуру.
Бронзовые фигурки из цикла «Горожане» разместились по всем залам музея. Говорят, их расстановку контролировал сам Зураб Константинович. Уличный скрипач и торговец рыбой, пьянчужка и священнослужитель с удивлением рассматривают нас – зрителей, и поражаются нам, и лукаво оценивают. Есть тут и акробат, который смотрит на мир вверх тормашками. Как иначе разглядеть истину в нашей перевернутой действительности, принимаемой слишком часто за реальность?
Фактически тех же героев (просматривается даже портретное сходство) можно увидеть, обратив свой взор на картины, написанные маслом или выполненные в технике цветной шелкографии. Редкий случай, когда художник воплощает свой замысел сразу в нескольких техниках – и в рисунке, и в скульптуре, и в эмали. Для Церетели, похоже, этот непростой путь самореализации безумно интересен.
Здесь много имен на табличках картин и сплошь цветы, цветы... «Какое счастье жить», «У меня сегодня праздник» – и без этих названий настроение бесконечной радости и жажды жизни создают яркие, насыщенные краски, с размахом положенные на холст. Что-то похожее по экспрессии можно найти в работах Пикассо.
Известно, что Зураб Церетели, потратив несколько лет на поиски, сумел восстановить почти утраченную технику перегородчатой эмали. В ней выполнен представленный на выставке цикл «Библейские сюжеты». Кроме того, художник стал использовать и найденную им самим новую технику – объемной эмали, которую также можно увидеть в музее.
На открытие выставки Зураб Константинович не смог приехать. Зато его можно лице-зреть на большом экране, установленном в одном из залов. Фильм насыщен восторженными отзывами друзей и поклонников о художнике и его творениях. Для чего понадобилась эта виртуальная поддержка такому исполину искусства, чьи работы давно уже признаны многими? Скажем, 45метровая бронзовая скульптура «Рождение Нового Человека» специальной комиссией ЮНЕСКО была названа уникальным произведением и установлена во дворе соб-ственной штаб-квартиры рядом с работами Пикассо, Шагала, Джакометти и других.
Как у всякой неординарной личности, есть у Церетели и противники. Некоторые даже подписи собирают за демонтаж и дальнейшее неразмещение (!) в Москве памятников, созданных им.
В этой связи любопытным кажется мнение о Церетели режиссера Георгия Данелии: «Пытаться сегодня определить его место в живописи Грузии, России, да и в мировой живописи – бесполезно. Место, как правило, определяется потом, во времени. Его имя довольно-таки раскрученное, как сейчас говорят. Имя, которое вызывает споры. Это уже интересно – значит, в том, что он делает, есть что-то очень необычное».