– Чем вызвана необходимость подготовки театроведов у нас в Ярославле? Ведь рядом Москва, недалеко и Петербург с их театральными академиями.
– Да, рядом. Право на подготовку театроведов получили в провинции только ярославцы. По крайней мере, в европейской части России. У нас очень сильная кафедра литературы и искусствознания, которую возглавляет профессор Маргарита Георгиевна Ваняшова. В последние десятилетия, когда не стало государственного распределения, выпускники столичных вузов не выезжают за пределы столиц. И провинция в этом смысле обескровлена. Настоящая театральная критика вымирает.
– Что понимать под театральной критикой?
– В наши дни театральная критика почти полностью сдала позиции театральной журналистике. Но есть принципиально разные позиции.
Любой пишущий человек хочет поделиться своими впечатлениями о спектакле, и редакция дает ему площадь на газетной полосе или в эфире. Этим ремеслом занимаются люди с разными дипломами. Такой журналистике несть числа – она постоянно сопровождает театр, она «около» театра.
– Но ведь читателю прежде всего должно быть интересно. А для профессионалов есть специальные журналы. Надо ли загружать читателя заумными суждениями?
– Вы правы. Читателю должно быть интересно. И не надо его мучить заумью. Но прочесть основы поэтики спектакля необходимо. Каким был спектакль, театр в целом, как играл (блистал или проваливался) тот или иной актер – это тоже очень важно.
– А что такое театроведение в целом?
– Это не только история и теория театра. Театроведение родилось как наука о зрелище. Вкусы, как известно, бывают разные, но одно неизбежно: вкус этот – или плохой или хороший, а критерии оценки – истинные или ошибочные. Наша задача – выработка точных критериев, объективность суждения. Да, поэтический образ может по-разному восприниматься. Главное профессиональное качество – готовность осмыслить разные театральные формы, способность их воспринять и проанализировать.
– Какие дисциплины будут изучать будущие историки театра и театральные критики?
– Мейерхольд не случайно сказал: «Литература подсказывает театр». Чтобы быть готовым к пониманию новых театральных форм, нужно быть всесторонне образованным человеком. «Новые формы», о которых мечтал Константин Треплев в «Чайке», часто вырастают за пределами театра. Важно знать не только общий поток театральной жизни, но и литературу, музыку, живопись, кино. Наши театроведы будут изучать широкий цикл гуманитарных дисциплин, будет большая практика – театральная, музейная, библиотечная, архивная, журналистская, редакционно-издательская.
– Театроведы будут воспитываться исключительно в ярославской театральной среде?
– «Ярославская сторонка», несмотря на вашу иронию, имеет много преимуществ. Наш город в хорошем смысле слова по-настоящему театральный. Есть Волковский, ТЮЗ, камерный театр, театр кукол. Есть фестивали на базе этих театров. Волковский фестиваль, студенческий фестиваль театральных школ, фестивали на сцене камерного театра. Есть Рыбинск и Кострома, Владимир и Вологда. Надо знать театральную жизнь русской провинции в широком диапазоне. Но надо знать и жизнь театров в столицах. Мы будем регулярно выезжать в Москву, в Петербург. Театроведов ведь немного, не поток! Они у нас – штучные. Всего человек 15. Вступительные экзамены начались с 1 июля. Конкурс большой, желающих много, но и отбор очень строгий. Возможно, в сентябре мы проведем дополнительный набор, в том числе и на заочное отделение. Мы проводим творческий конкурс, поступающие проходят собеседование, пишут рецензии. Творческие семинары – по истории театра, критике и журналистике поведут мастера, будут постоянные встречи с актерами, режиссерами, сценографами. Свое согласие приехать в Ярославль и провести спецкурсы дали известные критики и театроведы Инна Соловьева, Инна Вишневская, Алексей Бартошевич, Борис Любимов. Сила театроведения – в «опережающем» практику мышлении, в исторической объективности, в готовности искать новые способы анализа художественной жизни. Только такая искусствоведческая школа – живая.