четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 05 июля 2005

Классик в кругу прекрасных дам

У Эльвиры Алексеевны Бирюковой специальность одна из самых милосердных и мужественных. Многие годы проработала она операционной сестрой. Тут и золотые руки нужны, и то, что принято называть присутствием духа. Галина Афанасьевна Титова, учительница по профессии, – секретарь общества ленинградских блокадников. Крепкого нрава требует ее общественная должность, много сил и нервов отдает она, чтобы не забывали про блокадников власти предержащие. Ну а преподавательница французского языка православного колледжа Арина Анатольевна Гусева в свои тридцать три года – мать пятерых детей. Это в наши-то времена!..

автор Юлиан НАДЕЖДИН.

 

Какое отношение эти прекрасные дамы, наши современницы, имеют к Николаю Алексеевичу Некрасову, догадаться нетрудно. Все они характерами и судьбами под стать тем русским женщинам, что «в горящую избу войдут». Ни больше и ни меньше. Потому и стали героинями субботнего праздника поэзии в Карабихе «Некрасовское открытие женщины».

В тот пасмурный денек испытали они здесь вместе со своими близкими много радости. На открытой эстраде принимали цветы, сувениры, презенты театральные и музыкальные от артистов Волковского театра, филармонии, губернаторского ансамбля «Серпантин».

А начиналось все в тот день со сцен усадебной жизни.

Под накрапывавшим дождиком вынесенный на крыльцо Большого дома самовар растапливаться не желал ни в какую. На виду у всех слуге Некрасовых Василию пришлось применить испытанный способ приведения упрямца в чувство. Раздувал угли надетым на самовар вместо трубы голенищем сапога.

Совсем по-домашнему потянуло в Карабихе самоварным дымком.

– Угли вроде как настоящие, – интересовались гости из самых любознательных, рискуя обжечь носы.

– У нас тут на усадьбе все настоящее, как эти ваши зонтики, – балагурил Василий. – А не верите, дак послушайте, про что наш дворник Матвей толкует с экономкой Аграфеной Степановной – вот уж кто больше всех всегда знает.

За компанию послушали и мы.

– А что Степанна, хозява-то ишо почивают аль ужо проснулись?

– Николай Лексеич чуть свет с ружьишком в лес убежал... Да не знаю, до охоты ли ему нонче.

– А что так? – прищурился хитрован дворник.

– Так ведь не один пожаловал, а с мадамою.

– Ну и что из того? – продолжал теряться в догадках Матвей, упрямо выпытывая у всезнающей экономки главную новость.

– Что-что, темнота ты деревенская. Ничаво в господах не смыслишь. Мадаме-то ведь этой обиход нужен, внимание. Гостья-то евонна не наша, не русская.

В этом месте разыгранной актерами ярославских театров сцены у крыльца Большого усадебного дома, с которой начался праздник, дождь припустил не на шутку. Ни с чем не считаясь, учинил зрителям нечаянное испытание. Кто-то дрогнул и отправился искать крышу над головой, не надеясь на зонтик. Все же интрига с «не нашею гостьей» взяла свое.

Слегка поредевшая толпа у крыльца навострила уши: вопреки ненастью на балконе появилась таинственная гостья в пышных туалетах. В эффектном облике возлюбленной поэта, французской актрисы Селины Лефрен-Потчер, театралы без труда узнали ее коллегу из Волковского театра Ольгу Старк.

Не заставил себя долго ждать и вернувшийся с охоты, одетый к завтраку в парадную тройку ее долговязый галантный кавалер (эту роль сыграл артист театра имени Волкова Семен Иванов):

– Душа моя, ты уже встала?! Я к тебе сейчас поднимусь.

– Карашо, Николя. Я тебья ждать...

В такой день наши корреспонденты, понятно, стремились общаться преимущественно с дамами. Встречи были одна другой приятней. После «дефиле на партере» с показом мод некрасовских времен и наших дней мы повнимательней рассмотрели коллекции художницы Галины Есафьевой, участницы недавнего всероссийского фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох».

Известный график Есафьева по образованию художник-сценограф; не забывая об этом, раньше шила только для себя. А теперь, когда подросла дочка Ольга, у них своя частная мастерская. В Карабиху привезли Есафьевы две коллекции – «С добрым утром» и «Гулянье» – моделей для детей и взрослых, выполненных из ситца, сатина и бязи в старинных традициях лоскутной техники и ручной вязки.

Старая знакомая наших читателей – некрасовед из Швейцарии Аннет Люизье делится последними новостями. В Институте славянских языков и литературы Бернского университета защитила докторскую диссертацию. В Цюрихе вышла ее монография на немецком языке «Николай Некрасов».

Как и два года назад, в Ярославль Аннет приехала на праздник поэзии и приуроченную к нему конференцию по русской усадьбе. Тема ее доклада – «Некрасов и деньги», он о том, как нелегко было примирять в себе редактору «Современника» и «Отечественных записок» вдохновенного поэта и расчетливого литературного предпринимателя. Самое любимое у Аннет Люизье в некрасовской лирике – его «Последние песни» с потрясающей «Колыбельной» и материнским заветом: «Не бойся горького забвенья».

Еще одна гостья Карабихи научный сотрудник Пушкинского дома Марина Степина приехала с выступлением о романе Некрасова с той самой «летней хозяйкой» Карабихи Селиной Лефрен-Потчер. Роман был гораздо глубже, чем принято об этом думать. Возлюбленных связывали добрые человеческие отношения. «Нет на свете ни одного мужчины, который тебя стоит», – писала Некрасову Селина.

Сенсационное резюме молодой исследовательницы: впервые проанализированные четыре неопубликованных письма Селины к Николаю Алексеевичу, да и другие источники показывают, что французская пассия поэта отнюдь не вписывается в привычный стереотип ее репутации как «расчетливой содержанки».

За полдень непогода подраспугала публику. Чтение стихов перенесли из-под кедра на крытую эстраду. Там в центре внимания, само собой, тоже был прекрасный пол: московские гостьи Татьяна Полетаева, Алла Паролло и наши Тамара Рыкова, Тамара Пирогова и самая юная из выступавших – студентка Ярославского художественного училища, семнадцатилетняя поэтесса и бард Арина Максимова.

Самые стойкие любители изящных искусств, собравшиеся было по домам, отложили отъезд, когда в Карабиху прибыли гусары в алых доломанах с золочеными эполетами и устроили у крыльца Большого дома танцы в стиле ретро. Роли этих красавцев образцово исполнили музыканты муниципального духового оркестра.

Читайте также
  • 29.06.2011 Некрасов ждёт в гости Глобальнейший вопрос из тех, что до сих пор остаются неразгаданными ни академиками, ни даже всезнайками в возрасте от двух до пяти, рассекретят на
  • 06.07.2010 В Карабиху – за тишиной и волей 43-й Всероссийский некрасов­ский праздник поэзии прошёл в первую июльскую субботу в Карабихе. О нём репортаж нашего корреспондента.
  • 07.07.2009 «В Европу съездить, чтобы воротиться...»Если мы скажем, что в день 42-го всероссийского Некрасовского праздника поэзии «В Европу съездить, чтобы воротиться...» усадьба в Карабихе выглядела как
  • 08.07.2008 Аншлаг на поэтической полянеНекрасовский день поэзии «Всё, чем мы в жизни дорожили», посвящённый Году семьи, прошёл в субботу в Карабихе. О нём – рассказ наших корреспондентов.
  • 04.07.2006 Старый Мазай открыл бизнес в сарае...Вот уж и третье тысячелетие на дворе, а Некрасова в России, оказывается, все еще помнят. В первую июльскую субботу на открытии праздника поэзии в Карабихе
  • 18.05.2006 У «Карабихи» есть свои ноу­хауПерьевая ручка Некрасова с перламутровым декором; заветный стаканчик поэта с гравировкой; коллекция редких семейных снимков Некрасовых, в том числе неизвестная
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают