Впрочем, как заметил Будрайтис, подобного знака памяти и признательности заслуживают на ней не только листы художника из поколения «шестидесятников» Красаускаса, автора звездной серии гравюр «Человек» и эмблемы журнала «Юность», но и полные жизни, застигнутой врас-плох, портреты и жанровые снимки сверстника Стасиса, легендарного Антанаса Суткуса и его ученика Альгимантаса Александравичуса, признанного недавно лучшим фотопортретистом Европы.
Мы напомнили Юозасу Будрайтису об эксклюзивном интервью, данном «Северному краю» лет пять назад, когда литовское посольство привозило в Ярославль коллекцию «живописных сонат» Чюрлёниса. Наш собеседник сразу попросил напомнить, о чем у нас тогда шел разговор.
– Например, Юозас Станиславович, о Весах, вашем знаке зодиака. Или о том, как много значили в судьбе артиста Будрайтиса разного рода случайности – приглашение сниматься получили вы от живого классика Антониони, но вас не выпустили из СССР. Ну и, конечно, говорили мы с вами о «цеппелинах». Оказывается, живя в Москве, сын крестьянина Будрайтис не разучился готовить любимое блюдо литовцев из мяса и картошки. А еще наши читатели узнали, что артист Будрайтис никогда больше не будет сниматься в кино.
– Тогда – да, говорил. Но в последнее время сама жизнь не раз доказывала мне справедливость старой истины: «никогда не говори «никогда».
– Мы недавно видели вас в телепрограмме о Витаутасе Жалакявичюсе. Вы вспоминали, как всего одной простой фразой – «Отца убили!» – этот великий режиссер мог настроить вас на нужный лад в трагической сцене, когда в картине «Никто не хотел умирать» братья «Медведи» собираются вместе, узнав о гибели отца.
– Витас умел тоном голоса добиться от актера всего, чего хотел.
– На экране мы вас еще увидим?
– Увидите. Правда, вот и все, что могу по этому поводу сообщить. На дипломатическом поприще чувствую себя вполне в своей тарелке. Я ведь по первой профессии юрист. По мне так привезти, и тем более впервые, на открытие программы «Окно в Литву» Вильнюсский квартет значительно интересней, чем играть в кино или в театре роли, которые не очень-то по душе. У меня, увы, были и такие.
– У виртуозов-струнников из Вильнюса уже появились в Ярославле первые поклонники. Исполненная квартетом музыка Шуберта, Чюрлёниса, Гайдна уже сказала об этом ансамбле самое главное. Все же представьте вкратце дебютантов.
– Сорок лет, то есть с первого дня, играет в нем ученица Давида Ойстраха в Москов-ской консерватории Аудроне Вайнюнайте. На несколько лет позже пришел в ансамбль ее супруг Аугустинас Василяускас. Молодое поколение представляет вторая скрипка, тонкий музыкант Артурас Шилалис. Вильнюсцы завершили запись всего цикла из шестнадцати квартетов Бетховена. В связи с этим неординарным событием соотечественники классика пригласили ансамбль в Германию на очередные гастроли.
– Для литовцев услышать Вильнюсский квартет у себя дома – по-прежнему проб-лема?
– Во всяком случае, за рубежом играют они чаще, чем в Литве. Особенно сейчас, когда их репертуар пополнился «Вечерами камерной музыки стран Евросоюза». И еще важнейшее событие: в прошлом году квартет получил Национальную премию Литвы.
– Останется ли для ярославцев открытым «Окно в Литву» после окончания дней республики?
– Выставка в художественном музее будет работать в течение месяца. Наше посоль-ство приложит все усилия, чтобы у нее было продолжение. Есть предварительная договоренность о показе в Литве коллекции произведений ярославских художников.
//Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН.