– Наш фестиваль включает в себя уличные виды искусства: стритбол, уличный волейбол, брейк-данс, граффити, диджеинг, – объясняли организаторы из комитета по молодежной политике мэрии. – Но главное – наш фестиваль безальтернативный. Мы заявили такие номинации, которых нет ни в одном подобном мероприятии. Где еще, например, официально разрешат рисовать на стенах? А нам администрация города выделила целую стену на площади Труда.
Открывали фестиваль на Советской площади. После показательных боев членов клуба исторического фехтования ребята станцевали брейк-данс, диджеи покрутили музыку, граффити-райтеры прямо на сцене на растянутой белой ткани, орудуя баллончиками с краской, продемонстрировали технику уличного рисунка. Параллельно с происходящим спортсмены соревновались в стритболе. Публики было немного – человек сто пятьдесят так называемой прогрессивной молодежи, в основном 16 – 18-летние. Народ довольно спокойно, но с интересом взирал на происходящее, ожидая драйва. Его в действо внес милый французский рэпер в спадающих штанах по имени Борис.
– Я чудак, простой деревенский парень, – возвестил он на ломаном русском, за что удостоился бурных аплодисментов. Очевидно, чудаки из деревни нынче в моде. Хотя называть Пуатье (а именно оттуда Борис и приехал) деревней довольно странно.
Молодой человек спел несколько композиций, а потом показал чудеса импровизации, сочинив прямо на сцене песню с таким текстом:
– Рэп из Пуатье в Ярославле-е!
Любовь к рэпу и родному городу постепенно захватила зрителей. Они подпевали французскому другу и, раскачиваясь из стороны в сторону, тянули к нему руки. Забавно было наблюдать за милиционерами, охранявшими площадку. Своим серьезным и равнодушным видом они как нельзя лучше выражали пристрастия отцов и детей. Но после того, как незамысловатая фраза повторилась раз двадцать, блюстители порядка тоже стали методично покачивать головами в такт рэперской мелодии.
К четырем часам большинство народа направилось в сторону площади Труда на конкурс граффити. И тут хлынул сильнейший ливень. Организаторы под пронизывающими струями принялись укутывать аппаратуру полиэтиленом. Творцы и зрители бросились в пивную палатку, набившись до отказа. Сидеть там пришлось около получаса, пока дождь не прекратился. Выглянуло солнце, и публика с радостным гоготом высыпала на площадь. Впрочем, на организаторов это не повлияло, они бесконечно созванивались с начальством, которое никак не могло решить: стоит рисовать или перенести конкурс на другой день. Публика начала томиться, некоторые, кляня погоду и дезорганизацию, покинули площадку.
Наконец в седьмом часу «графитчики» принялись украшать бетон своими шедеврами. Мимо проходили люди. Я поинтересовалась у двух дам с собачками их мнением по поводу подобного украшательства.
– Ой, вы думаете, что если мы пожилые, так и обязательно против? – вопросом на вопрос ответила Татьяна Михайловна. – По мне, так было бы красиво и по-русски. А то однажды я попросила паренька, который что-то писал на стене на иностранном языке, перевести мне надпись. А он не смог, просто убежал.
Тем временем на свежих художествах уже можно было прочитать слова «Ярославль» и «Ну где же ты, пиво?». Остальные надписи были все же на малопонятных ярославской публике иностранных языках.
К слову сказать, тема рисунков была заявлена как «1000-летие Ярославля». Но лишь одно изображение оказалось в тему – лик Ярослава Мудрого, купола собора, голуби мира. А один художник представил городу в подарок следующий сюжет: игрушечный мишка (по всей видимости, намек на символ Ярославля) лежит в луже крови, а рядышком – смутный лик отца города, похожий на какого-то друида. Что тут сказать? А между прочим, все конкурсанты заранее представляли свои эскизы, и все они были одобрены коллегией фестиваля.
Может, и хорошо, что сия «красота» не доживет до великого торжества, а исчезнет с глаз долой вместе с бетонным заграждением.
Одной из самых удивительных и непонятных номинаций на фестивале была «Авангардная авторская песня». От музыкантов ожидались как минимум новые темы или по крайней мере необычная манера исполнения.
Быть может, организаторы, дав номинации столь замысловатое название, хотели привлечь как можно больше представителей нового поколения. Но в итоге на концерт семерых музыкантов, состоявшийся в воскресенье в парке на острове, пришли около тридцати человек. Видимо, сей стиль прогрессивную – или авангардную? – молодежь мало привлекает.
Вчера фестиваль закончился официальным приемом иностранных делегаций и российских гостей в мэрии Ярославля и церемонией награждения победителей. В культурной жизни города он стал заметным событием, несмотря на смывший некоторые планы дождь. Ведь возможность пообщаться друг с другом, набраться впечатлений и, главное, выразить себя – неплохая альтернатива банальным дискотекам и бесцельным «тусовкам».