– Моему старшему сыну было пять лет, и он вечерами смотрел диснеевские мультики, – рассказывает историк по образованию Татьяна Полежаева. – Его героями были МакРяки, МакДаки, Том и Джерри. Я подумала: почему же так происходит, неужели мы не можем передать своим детям основы русской культуры?
Когда Татьяна пришла работать в музей-усадьбу «Карабиха» в 1993 году, он находился в нелегкой ситуации. Большой дом закрылся на рекон-струкцию, а в феврале 1996 года прорвало отопительную систему в мемориальном восточном флигеле, где жил поэт. Вода замочила личные вещи Некрасова – одежду, бумаги, рабочий стол. Флигель тоже закрыли на капитальный ремонт. Открытым оставался западный флигель усадьбы, где была стандартная экспозиция.
Во времена СССР это был самый посещаемый и раскрученный музей области. Но потом случилась перестройка, произошло полное переосмысление роли и поэзии Некрасова. Взрослых туристов практически не было в 90-е годы. Остались одни дети, которых везли сюда по традиции школы. 40-минутная экскурсия по остаткам былого музея уже не соответствовала духу времени.
И тогда Татьяне, закончившей с красным дипломом исторический факультет Ярославского госуниверситета, пришла идея сделать литературный музей, где дети сами с помощью гида-сказочника приобщались бы к русской культуре в изложении Николая Некрасова.
– Когда погрузилась в дет-скую тематику, изучила творчество Некрасова, я поняла, что оно очень глубокое, – признается Татьяна Полежаева. – Самое замечательное и оптимистичное, что написал Некрасов, это цикл стихов «Русским детям». Вы только послушайте, – обращается она к нам: – «Гуляйте же, дети, растите на воле, – на то вам и красное дет-ство дано, чтоб вечно любить это скудное поле, чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, любите свой хлеб трудовой, и пусть обаяние поэзии детства проводит вас в недра землицы родной».
– Это вся жизнь, которую надо прожить на земле, – говорит Татьяна Полежаева. – Стихи заставляют нас подумать, как ее следует прожить. Вдруг я осознала, что это богатство люди должны знать и незаслуженно мы это все забыли.
В 1999 году был объявлен конкурс на президентские гранты в области культуры. Это был юбилейный год Пушкина, и 99 процентов всех заявок были вокруг этой темы. Среди немногих оставшихся был и ярославский проект создания музея Деда Мазая. Неожиданно он выиграл.
Музей Деда Мазая – для самых маленьких посетителей, детей от 5 до 11 лет. Здесь особый мир, игровая среда, где ребенок чувствует себя уютно и свободно. Он не слышит слов: «Руками не трогай!» В детском музее, играя, дети познают мир, красоту поэтического слова, учатся творить добро. И во всем этом им помогают некрасовские герои.
Сюжетная линия экспозиции строится на основе цикла стихов Николая Некрасова «Русским детям»: «Дед Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «Дядюшка Яков», «Соловьи», «Пчелы» и др. Колоритный и наиболее запоминающийся образ Мазая, не утративший своей притягательности и в наши дни, помогает увлечь юных посетителей в путешествие по «Стране некрасовских героев».
Этот игровой литературный мир был создан Татьяной Полежаевой вместе с ее коллегами – Надеждой Игнашевой, Людмилой Касановой и дет-ским психологом из педагогического университета Ольгой Коряковцевой. Выделенных по гранту денег – 50 тыс. рублей, – естественно, не хватило. Поэтому инициатор создания музея пошла к бизнесменам. «Уши выросли?» – спрашивали коллеги Татьяну по возвращении из этих «походов», имея в виду, прониклись они зайцами и Мазаем или нет. Нашлось много энтузиастов, которые ради принципа и необычности идеи готовы были помогать кто средствами, кто материалами.
В небольшом деревянном доме на территории музея устроили игровую экспозицию. При входе дверь в дом из сеней покрыли тканью в виде объемного дуба, на котором сидит сова. Внизу дуба – символическое дупло. В него надо пролезть на корточках, чтобы перед вами открылись сказка и жизнь прошлых веков.
– Идея заключается в том, чтобы из этой современной жизни перенести детей на 100 – 150 лет назад, – говорит Татьяна Полежаева. – Это дерево и сова символизируют литературный лес, который помнит Некрасова. Здесь мы с деть-ми вспоминаем, каких знаем героев, вспоминаем и дедушку Мазая.
Пролезть в дупло или пройти, отогнув занавеску, стало своеобразным тестом для высоких гостей музея. Одни большие начальники проходят и не любят нагибаться, другие – с детской радостью ползут на корточках. Когда сюда приезжал Джордж Сорос, чей фонд предоставил детскому музею грант на рекламно-презентационную продукцию, его охрана все подготовила для того, чтобы миллиардер и филантроп прошел в дверь не сгибаясь. Однако он все нарушил и полез в дупло. Всем пришлось также сгибаться и лезть за ним.
В следующей, темной комнате юных посетителей музея встречает старинное зеркало. Они бросают взгляд в него и видят часы, которые остановились. Это место безвременья, где есть маленький старинный сундучок. Открывая его, дети находят издание Николая Алексеевича Некрасова «Русским детям» от 1881 года. А в книге – стих «Дед Мазай и зайцы».
В главный зал музея, где создан макет острова, окруженного водой, по которой плывет в лодке кукла Деда Мазая, где на пеньках стоят глиняные зайцы, ведет дверь-книга, состоящая из четырех страниц. Здесь большой портрет Некрасова, строки из его стихотворения, которые запоминаются по ходу экскурсии-игры.
Дети и взрослые воспроизводят сценки из стихотворения и погружаются в мир Некрасова. Они вместе спасают зайцев, оказавшихся в беде. Как в стихотворении – Дед Мазай плыл за дровами, «глядь – столбик – не столбик, зайчишка на пне, лапки скрестивши, стоит горемыка». Дети укладывают зайцев в лодку и везут их на специальный островок.
– А почему Дед Мазай, охотник, решил спасать зайцев? – спрашивает создатель музея у детей. – Ему их жалко стало: он был добрый и очень разумный. Он в стихотворении рассказывает, что весной заяц плодится и убивать животных, когда они ждут потом-ство, ни в коем случае нельзя. Осенью же, когда их становится много, на них можно охотиться. Но надо и охотиться с умом, не убивать всех подряд, а так, чтобы заяц водился. Стихи Некрасова несут огромный нравственный смысл, и мы стараемся задать детям модель поведения на примере благородного дедушки Мазая: нужно помогать всем, кто нуждается в помощи.
Вместе с Дедом Мазаем дети попадают на ярмарку к дядюшке Якову, помогают сиротке Феклуше купить азбуку и идут в дореволюционную школу. Здесь, как в домике Барби, надо расставить парты, собрать доску, научиться писать пером. Общаясь с детьми, Татьяна видит уровень их нрав-ственного развития. Так, некоторые городские дети на вопрос, как помочь бедной Феклуше приобрести азбуку, отвечают: сейчас мы ее украдем или отнимем, а сельские ребятишки достают последний рубль из кармана и протягивают экскурсоводу.
– Мы погружаем детей в ситуацию нравственного выбора, – говорит автор проекта дет-ского музея. – Только взрослым кажется, что это все игрушки. Это очень серьезно, надо повлиять на то, что у них заложено в духовной основе. А что в школе происходит? Стихи Некрасова убирают из школьной программы. «Дед Мазай и зайцы» уже во внеклассном чтении, можете себе представить? Как можно исконно национального русского поэта не давать читать детям?
А потом ребята идут на пруд, где на лодке за зайцами отправляется бородатый старичок с ружьем за плечами. Роль живого Деда Мазая играет милиционер в отставке Роман Романов, давний знакомый музея – здесь он работал охранником.
Только что в «Карабихе» отметили пятилетие детского литературного музея, который в тот день принял своего 20-тысячного посетителя. Первокласснице школы № 88 Дарье Приваловой вручили по этому случаю бесплатный билет в «Карабиху» на весь год.