Почему его закрыли? Если спросить об этом в администрации округа, чиновники возмутятся: ничего подобного, никто его не закрывал. Дейст-вительно, если судить по документам, в районе была проведена реструктуризация системы дополнительного образования. «Озарению» предложили влиться в центр детского творчества. Из экономии: на зарплату преподавателей тратили 18 тысяч в месяц, на содержание помещения и прочие расходы – 84 тысячи в год. Директор Наталья Викторовна Прозорова и учителя согласиться с этим не могли. Требования ЦДТ, лежащие в русле прежних дворцов пионеров, не соответствовали педагогической традиции «Озарения». Государственное признание у него тоже было: оно прошло аттестацию с оценкой отлично в системе учреждений гособразования. Документы со дня на день должны были везти в центр оценки качества образования для аккредитации, но не успели – началась реструктуризация. В результате финансирование прекратилось, преподаватели оказались на бирже труда. Несмотря на это, завершили учебный год, дали прощальный концерт и теперь снимают фильм о Пошехонье – последний подарок городу.
А из-за чего столько слез? Мало ли что каждый день закрывается и открывается в нашей стране. «Озарение» в Пошехонье закончилось, началась эра Водяного – шоу для туристов с нечистой силой. Правда, в тот день, когда его «прописывали» в здешней дет-ской библиотеке, в реке Соге женщина утонула. А чуть позже еще трое к нему в гости отправились. Но на сознание организаторов игрищ эти факты не повлияли. У нас ведь все не всерьез: одной рукой можно с Бабой Ягой обниматься, другой – на храм жертвовать. В «Озарении» было не так. Наверное, оно некоторых пошехонцев раздражало – тех, которые классические, из анекдота: коров на крыше пасут, потому что соломенная. И, конечно, высокие идеалы от фанатизма не отличают.
«Озарение» существовало восемь лет. Его ядром была гимназия дополнительного образования, куда принимали детей от 3 до 17. Там практиковали православную педагогику. Преподавали предметы «Школа благочестия», «Православная культура», «Риторика», «Искусство», «Эстетика», «Этика», «Хоровое пение», «Хореография», «Народная игра», «Основы милосердия». Еще работали мастерские «Керамика», «Палитра» (сотрудничала с ярославской анимационной студией «Перспектива»), «Родник» (вокально-хоровая), «Искусница» (рукоделие), «Народный костюм». Были научно-творческие лаборатории «Богословие», «Истоки» (краеведение, экскурсионная деятельность), «Слово» (журналистика, поэзия, сценарное мастер-ство), там выпускали компьютерную газету «Капля в море» и рукописный «Православный листок». Благотворительная лаборатория «Лепта» действовала спонтанно: туда на объявленную акцию могли прийти все желающие с улицы – и вместе отправлялись делать что-то хорошее: кому-нибудь помогать или на кладбище прибирать. Православной кухней занималось «Зернышко». Педагогический театр «Пауза» ставил по три спектакля в год: рождественский, пасхальный и один по какой-нибудь проблеме. В последний раз – «Между нами воздвигнут мост», о верности в первой любви. Для взрослых людей «Озарение» предлагало «Школу православной педагогики». Для пожилых – «Духовную беседу»: есть люди, которые хотели бы поговорить со священником, но стесняются.
Деятельность «Озарения» была публичной, в городе все видели и знали: спектакли театра «Пауза», фестиваль «Самородки», краеведческие Баловские чтения, участие в форуме «Одаренные дети» от Инс-титута гуманитарного образования в Москве. На «Встречу православных приходов» собирались священники, прихожане с детьми, беседовали, устраивали общий концерт. Учащиеся много путешествовали по святым местам: в Спасо-Бородинский монастырь на Бородинском поле, в Зосимову пустынь во Владимирской области, в Троице-Сергиеву лавру, в монастыри Переславля, Данилова, Ярославля. А уж в родных краях исходили все: от Адрианова монастыря до Сохот-ского, куда мало кто добирается, и установили там памятный крест Севастьяну Сохотскому. В Пошехонье есть на что по-смотреть – одних барских усадеб было 56: Лихачевых (владелец – герой Бородинского сражения), Кутузовых-Голенищевых, Комарова (известный меценат). Туристическая прог-рамма, разработанная Натальей Викторовной Прозоровой, занимает два дня. И многие из дальних краев стремятся к здешним святыням.
В «Озарение» тоже приезжали за опытом из подобных школ – оно уже становилось методическим центром православной педагогики. Теперь, после «реструктуризации», можно было бы сделать его центром православной культуры. Но тут нужны средства – государственное финансирование или какой-то начальный капитал. Пока ни того, ни другого нет. «На все Божья воля» – говорит Наталья Викторовна, иначе ей нельзя. Даже если «Озарение» закончило свое существование, оно оставило в Пошехонье неизгладимый след. Только в минувшем году в нем занимались 182 ребенка. А хорошее помнится долго. Вот еще до революции в городе работала гимназия Екатерины Стойковой – тоже восемь лет. Век прошел с тех пор, а ее не забывают.
Но нам-то, мирским людям, за пошехонцев обидно. Почему «Озарения» у них случаются так редко – раз в сто лет? Неужто застрянут они в массовом сознании персонажами анекдотов – с коровой на крыше да с Водяным?