Отцыоснователи древлехранилища
Андрей Станиславович уже в те годы, задолго до удачной профессорской карьеры в Демидовском лицее, считался одним из главных специалистов по естествознанию. Он был членом многих ученых обществ, обменивался природными коллекциями с учеными других стран, даже таких отдаленных, как США и Египет. Знатоки и любители старины и истории губернии тоже объединили свои усилия по исследованию края, создав губернскую ученую археологическую комиссию – ЯГУАК. В 1895 году при ней открыли исторический музей – древлехранилище. «Наш музей должен быть культурно-историческим. В нем должно быть собрано все то, что дает нам представление о деталях жизни минувших поколений», – такую задачу ставили перед собой его создатели, известные и уважаемые в городе люди, интеллектуальная элита – городской голова И. А. Вахрамеев, поэт и историк Л. Н. Трефолев, археолог и реставратор И. А. Тихо-миров.
Первые коллекции музея складывались из даров и пожертвований самих членов ЯГУАК и частных лиц. Одним из первых поступлений была коллекция русских и иностранных монет, подаренная И. А. Вахрамеевым. К 1900 году фонды музея насчитывали уже около семи тысяч единиц. Интересно, что главными проблемами древлехранилища были отсутствие необходимых средств и экспозиционных площадей. И спустя сто лет эти вопросы остаются неразрешенными и пока неразрешимыми. При комплектовании музейных коллекций предпочтение отдавалось предметам «с народным характером и местного происхождения», и в этом современный музей мало отличается от своего прародителя. Он вызвал к жизни работы по реставрации и охране памятников, археологические раскопки, сбор и популяризацию исторических сведений о Ярославском крае.
С момента основания древлехранилища его директором, реставратором был уникальный, разносторонне одаренный человек – Илларион Александрович Тихомиров. Пожалуй, за все 140 лет истории такого хозяина у музея не было. Архивист, археолог, реставратор, историк-исследователь, все свои силы и таланты он отдал служению любимому делу. Нынешняя богатейшая коллекция музея –его заслуга, собранные им вещи так и остались основой многих собраний. Записи его, сохранившиеся и поныне, отличаются особенной точностью и полнотой. А непререкаемый авторитет позволил сохранить огромное количество предметов православной культуры даже в годы самых страшных гонений на Церковь. Среди ярославских ученых-историков он пользовался большим уважением, все признавали его удивительное трудолюбие и бескорыстие, называя честью губернской архивной комиссии.
Теперь, спустя почти столетие, хорошо видится, что был он не только честью историков, но и совестью своего времени, так же как совестью нашего времени стал Дмитрий Сергеевич Лихачев. И, наверное, не случайно в музее соединились эти два имени, не случайно Дмитрий Сергеевич так много и охотно помогал ярославцам – духовный свет создателя древлехранилища привлекает личности соразмерного масштаба. Стены музея-заповедника навсегда отмечены творческой энергией первого своего директора, это его оберег, охранная грамота.
Спасти и сохранить
Трепетное отношение к музею – естественное состояние людей, связавших с ним свою жизнь. Некоторые поступки музейщиков теперь, спустя годы, воспринимаются нами почти как подвиг. Как хватило смелости в годы репрессий Николаю Васильевичу Кузнецову запереться на колокольне Ильи Пророка на несколько дней, пока краеведы убеждали власть: нельзя взрывать этот уникальный памятник зодчества! Мощи святых князей Федора Черного, Давида и Константина тоже уберегли музейные сотрудники, решившиеся перевезти их ночью в Николо-Надеинский храм. Для спасения реликвий существовал один путь – не вносить записи о них в книги учета. Таким же образом, очевидно, была сохранена и другая святыня города – частица Ризы Господней, подаренная устроителям церкви Ильи Пророка купцам Скрипиным царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом. Истории спасения существуют как музейные легенды – их рассказывали, никогда не записывая.
Новая жизнь в новом доме
Новый этап жизни отсчитывается с 1959 года, когда все лучшие памятники города объединились вокруг краеведческого музея. Музей-заповедник получил прописку в стенах Спасского монастыря.
На санях, запряженных лошадкой, возили музейщики свои богатства к новому месту жительства. Переезд этот сыграл важнейшую роль в сохранении самых древних ярославских памятников архитектуры – Спасо-Преображенского собора XVI века, трапезной, келий, стен и башен древнего монастыря. В то время постройки не пустовали, их занимали всевозможные конторы и конторки, в корпусе монастырских келий гудела коммуналка. Первым, кто начал выселение всего, не имеющего отношения к музею, стал Вениамин Иванович Лебедев, возглавивший его в 70-е годы. Бывшему военному пришлось воевать со своим ведомством – первой на выселение была назначена столовая гарнизона. А до того перед туристами, любовавшимися красотами русского зодчества, вставали совершенно посторонние картины: женщины в халатах не первой свежести тащили через монастыр-ский двор тачки с тушами, иногда и сами выгружали привезенное в столовую мясо.
Пришло время, когда всех арендаторов выселили, и можно было заняться благоустройством территории. Вениамин Иванович оказался удивительно музейным человеком. За годы его работы построены филиалы: музей боевой славы, «Космос», дом-музей Л. В. Собинова. Открыли уникальную экспозицию «Слово о полку Игореве», вернули голоса звоннице, молчавшей почти столетие. Восстановили исторический вход в монастырь – Святые ворота.
Появляются новые проекты, отмеченные стремлением к глубокому познанию истории и оригинальным исполнением. По инициативе молодой и талантливой сотрудницы Аллы Хатюхиной осуществляется проект общероссийских выставок «Эпос в гостях у эпоса». Пока в Ярославле побывали только карело-финская «Калевала» и североосетинские «Нарты», а впереди еще много гостей. Выставки эти не просто познавательны, они помогают почувствовать поэтическое окружение древнерусского «Слова», причастностью к которому гордится Ярославль.
Музей Собинова с его бессменной хозяйкой – интеллигентной и утонченной Аллой Аносовской стал не только мемориальным домом певца, но и музыкальным центром. Благодаря творческой интуиции и исследовательскому дару Аллы Васильевны впервые в России зазвучала музыка эмигранта Бориса Собинова. Детская флейта, старинный романс, оперное пение – без этих уютных камерных концертов уже немыслима жизнь города.
В канву культурной жизни Ярославля наряду с этими небольшими праздниками вписался и многоликий, объединяющий колокольные звоны с духовной музыкой и оперным пением музейный день «Преображение». В этом году он соберет гостей уже в четырнадцатый раз. А кажется, совсем недавно на свой страх и риск начинали в музее заниматься живым делом возрождения колокольной музыки. Концерт первого «Преображения», дрожа то ли от ответственности, то ли от хлынувшего холодного дождя, вела Елена Анкудинова – одна из создателей этого празд-ника, а ныне директор музея-заповедника.
Ярославская оружейная палата
В этом году наконец-то осуществляется давняя мечта музейщиков – создание «золотой кладовой». Называется новая экспозиция «Сокровища ярославских ризниц» (мы рассказывали о ней в номере за 22 января). Это первый шаг в осуществлении создания музея «золотого века» Ярославля. Второй – начало работы над музеем «Копейка». В городе, где был монетный государ-ственный двор, уместно поговорить об истории денежного обращения, ярмарочное, броское название «Копейка», отражающее купеческую суть города, уже на слуху у всех ярославцев. На сегодняшний день в общей копилке собрано более 200 тысяч копеек. Все монеты – дар ярославцев.
Но не только копеечными пожертвованиями богато древлехранилище. И потому юбилейная выставка названа «Дар музею». Среди первых щедрых дарителей – губернаторы Штюрмер и Фриде, городской голова Вахрамеев, немало меценатов было и среди купцов. А вообще благотворители – необязательно очень богатые люди, приносили в музей интересные вещи крестьяне и священники, рабочие и служащие. Самые многочисленные подарки – от Валентины Терешковой и Светланы Собиновой. Их даров хватило для создания больших самостоятельных музеев.
Центральное почетное место на выставке заняли сани-пошевни, замечательны они тем, что с них пошел отсчет всех коллекций, это экспонат № 1 музея-заповедника. Первую экскурсию по «Дарам» проведет опытный экспозиционер Нина Алексеевна Заболотская, которая строила эту выставку.
Как наше слово отзовется
И так всегда: каждый музейщик должен уметь все, а уж водить экскурсии – обязательно, иначе с многотысячным потоком туристов не справиться. Ежегодное число экскурсантов в доперестроечное время доходило до 800 тысяч, в годы реформ упало до двухсот тысяч, теперь вновь поднялось – до 600 тысяч человек. Разрулить такой экскурсионный поток – настоящее искусство. Тут нет равных Ольге Леоненко. Тихий, певучий ее голос с доброй, ироничной интонацией знаком всем ярославским экскурсоводам. И она знает наших гидов лучше всех, вслед за благодарными туристами убеждена, что ярославские экскурсоводы – лучшие и на Волге, и среди городов Золотого кольца. За долгие годы службы в музее ее память собрала много анекдотических ситуаций – хоть книгу пиши. Было взаправду: турист с кавказским акцентом и букетом цветов спрашивал, где могила Ярослава Мудрого; другие искали ту стену, на которой плакала Ярославна. Знает она, и чего иногда стоят шутки экскурсовода. Очевидно, желая удивить группу оригинальностью мышления, одна музейная дама назвала каменного Волкова памятником неизвестному спортсмену, а часовню Александра Невского – церковью Ильи Пророка, прошедшей через обком. Но время было советское, среди туристов оказались члены ВКП(б) с дцатого года, и экскурсовода отстранили от работы. В наше время шутки уже дозволены, но уровень экскурсионного обслуживания должен быть высоким. Тридцать лет неустанно следит за этим Валентина Анатольевна Новожилова, ставшая главным музейным учителем города. Сама – экскурсовод высочайшей квалификации, она главный музейный ОТК. Более десяти лет занимается с детьми. С ее легкой руки началась в городе совместная работа школ, детских садов, интернатов и музея, вошла в обиход новая отрасль знаний – музейная педагогика. Сегодня, когда мы много рассуждаем о нечитающем потерянном «поколении пепси», эта часть музейной работы едва ли не самая важная.
И хотя сегодня музею нелегко, работает он под девизом «Не выживать, а жить». Своими силами, не требуя многого от властей, решает государственную задачу сохранения и приумножения наследия. И за каждым добрым музейным делом – имена талантливых и бескорыстных людей, которые больше своего благополучия любят родной край и хранят наследие прошлых эпох, как хорошие хозяева.