Когда говорят об искусстве Ярославля, прежде всего вспоминаются фрески XVII века в местных храмах, известность которых в какой-то мере заслонила от историков творчество мастеров XVIII – XIX веков. По этой причине сложилось мнение, что Ярославль якобы был очень беден художниками – живописцами позднейшего времени. Однако мнение об упадке ярославской школы живописи в XVIII веке явно ошибочное. Архивные источники свидетельствуют о другом.
Так, Василий Сыромятников, один из первых ярославцев, связанных с академией художеств, в 1770-х годах писал, что «получил знания в портретном художестве от разных мастеров в городе Ярославле». Отец Григория Угрюмова, Иван Михайлович, выполнял заказы для Царского Села.
Детские годы Григория Угрюмова сложились на редкость счастливо, и связаны они с Норской слободой. Близкое знакомство его отца с графом Петром Шереметевым (они состояли в комиссии по составлению новых законов России) и покровительство влиятельной особы способствовали тому, что в шестилетнем возрасте Гриша Угрюмов был принят в воспитательное училище при академии в числе воспитанников третьего со дня основания приема. Прошел полный курс Петербургской академии художеств и в числе лучших ее выпускников был направлен для совершенствования мастерства в Италию. Его программная работа «Агарь с сыном Измаилом» (1785 г.) была удостоена малой золотой медали, дававшей право заграничного пенсионерства.
После четырехлетнего пребывания в Риме он вернулся в Россию в ноябре 1790 года и вскоре занял место преподавателя исторической живописи в академии художеств в Петербурге. К этой должности он приступил с сентября 1791 года. Есть основания полагать, что в этот промежуток времени он мог находиться у родственников в Норской слободе в Ярославле. Вероятно, здесь им был создан «Портрет купца». Это кто-то из местных «властителей», судя по его внешнему виду и осанке. Возможно, на портрете изображен кто-то из родственников художника, о чем говорит фамильное сходство с самим Григорием Угрюмовым.
В историю искусства вошли произведения художника, посвященные национальной истории. Среди них выделяются «Возвращение Александра Невского во Псков после победы», «Взятие Казани» и другие. Наиболее известна его картина о русском богатыре Яне Усмаре.
Значительна роль Угрюмова и в становлении русской школы портретной живописи. Учениками Григория Ивановича были такие мастера, как Шебуев, Егоров, Андрей Иванов, Кипренский, Брюллов, прочно занявшие видное место в истории русского искусства.
Его можно считать одним из основоположников направления в портретной живописи, где главными героями были представители третьего сословия.
Сергей ПЕНКИН,
искусствовед.