Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
После фантастического успеха кинокомедии «Операция «Ы» у Александра Демьяненко не осталось собственного имени. До конца дней его звали Шуриком.
Сергей КАПКОВ.
Актер страшно раздражался, злился, но со временем махнул рукой. «Если люди при виде меня вспоминают любимые фильмы и улыбаются, – значит, чуточку улучшают свое настроение», – говорил он в канун своего шестидесятилетия. Нет, на Шурика Александр Демьяненко уже не был похож совсем. Седой, немногословный человек в затемненных очках мало чем напоминал энергичного студента-блондина из далеких 60-х. Шуриком его называли по старой памяти, по-товарищески, по-родному, как до старости обращаются к близким друзьям и соседям. А Демьяненко так и не успел побыть стариком. Он умер в шестьдесят два – остановилось сердце, – не дотянув до операции всего лишь несколько дней. Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился-то он хорошо, да только много прогуливал. На первом курсе постоянно ездил домой, к отцу. Посреди занятия мог поднять руку: «Можно выйти?» – «Да, Саша», – разрешал педагог. Саша выходил и уезжал в Свердловск. У него одного пропусков было в несколько раз больше, чем у всего курса. Но Демьяненко все прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех: «Саша, приходи хотя бы на мастерство». А на третьем курсе в жизнь Александра Демьяненко ворвалось кино. Режиссеры Алов и Наумов пригласили его на одну из главных ролей в картину «Ветер». Студенту предстояло сыграть гимназиста Митю – застенчивого интеллигента, попавшего в бурный поток Гражданской войны. Может быть, потому, что сама картина была чересчур пафосной, громкой, эмоциональной, – образ тихого, застенчивого подростка как раз и привлек внимание. На актера «положили глаз» на «Ленфильме», и директор студии Киселев предложил ему переехать в Ленинград. Более того, чтобы у Демьяненко не оставалось никаких сомнений, ему тут же выделили квартиру и предложили главную роль в «Порожнем рейсе». Так, в 1961 году Александр Демьяненко навсегда переехал в Северную столицу. В начале 60-х он стал одним из самых любимых актеров отечественного кино. О нем писали газеты и журналы, в киосках продавались его цветные и черно-белые фотографии, Демьяненко не успевал сняться в одном фильме, как уже его ждали на съемках другого: «Государственный преступник», «Сотрудник ЧК», «Взрослые дети», «Каин XVIII». А в 1965 году появился новый герой – Шурик. Когда Александр Сергеевич прочел сценарий «Операции «Ы», он сразу понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в советском кино еще не было. Гайдаю хотелось создать настолько светлый образ, что актера даже перекрасили в блондина, и впоследствии Александр Сергеевич с ужасом вспоминал, что в течение двух лет красили его беспощадно, безобразно, до волдырей на коже – краски в то время были жуткие. Хорошо еще, что, несмотря на все эксперименты, он не полысел. Близкие Гайдаю люди говорили, что режиссер видел в Шурике самого себя. Хотя внешне Гайдай и Демьяненко были абсолютно разными. Леонид Иович – высокий, тощий, как соломинка, а Александр Сергеевич – широкоплечий и ниже ростом. Но оба в жизни были мрачноваты, хотя и с большим чувством юмора. Шутили, не улыбаясь, и одной реплики было достаточно, чтобы все падали от хохота. Но после новых приключений Шурика – «Кавказской пленницы» – в жизни Александра Демьяненко начался новый период. Он вдруг выпал из обоймы снимаемых актеров. Не то чтобы выпал совсем, но главных ролей ему больше никто не предлагал. Как это часто случалось в советском кино, режиссеры испугались узнаваемости: а вдруг все видят в нем только Шурика? А вдруг фильм воспримут как комедию? А вдруг актер уже заштамповался и ничего не сможет сыграть? Возникла чудовищная пауза. Телефон молчал, тишина сводила с ума. Александр Сергеевич начал выпивать. Помогли друзья, стали звать на эпизоды. На рубеже 60 – 70-х Александр Демьяненко сыграл три великолепные роли: приказчика Илью Сохатых в «Угрюм-реке», Уткина в мелодраме «Мой добрый папа» и Тимофеева в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Первые две Александр Сергеевич очень любил. Сохатых – классический персонаж, мерзенький проходимец. Уткин – милейший человек, интеллигент, любящий отец и муж, гибнущий на фронте в первые же дни войны. Таких ролей в биографии актера больше не было. Изобретатель Тимофеев – другое дело. По каким причинам Гайдай вновь пригласил на съемочную площадку Демьяненко, теперь неизвестно. Возможно, таким образом режиссер решил поставить точку в эпопее с Шуриком и довести его историю до логического завершения – бывший студент стал инженером и изобрел машину времени. Так или иначе, но булгаковский изобретатель Тимофеев получил имя Александра Сергеевича, а в жены – героиню фильма «Операция «Ы» Лиду (Наталья Селезнева). Отдушиной для Александра Сергеевича стал дубляж. Его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт, Роберт Де Ниро. А Донатаса Баниониса он озвучивал чуть ли не во всех российских фильмах. Говорят, литовский мэтр однажды даже написал бумагу с просьбой, чтобы его всегда дублировал Александр Демьяненко. Самому же Александру Сергеевичу эта работа была безумно интересна, будто он сам играл на экране и переживал те эмоции. Да и заработок какой-никакой, можно было нормально жить. В конце жизни судьба преподнесла сериал «Клубничка». Каждый день снималась новая серия. Актер жил в Москве, сначала в гостинице, затем – в съемной квартире. Целый год приезжал домой лишь на выходные, а вечерами играл в «Приюте комедианта». И никогда Демьяненко не устраивал истерик, ни разу не сорвал работу группы. Лишь попросил поставить ему за декорациями диванчик. «Диван имени дяди Саши» – как в шутку называли его молодые актеры. На съемках «Клубнички» у Александра Сергеевича произошло отслоение сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актеру сделали операцию – это был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенес его довольно тяжело. Вся эта ситуация как-то подкосила Демьяненко, проявились скрытые болячки. Врачи сказали – язва. Когда стало совсем тяжело, выяснилось, что никакой язвы нет, что это уже второй инфаркт. А он и о первом не подозревал. Ему нужна была срочная операция, но слово «шунтирование» даже боялись при нем произносить. Александр Сергеевич не верил, что все так плохо. А может, не хотел обременять близких, не хотел тратить деньги на собственное спасение. Он очень любил свою семью. Летом 1999 года стояла страшная жара. Александр Сергеевич по настоянию врачей готовился к коронарографии, которую оттягивать уже было нельзя. Операцию назначили на 1 сентября, когда все врачи вернутся из отпусков и станет немного прохладнее. Не успели... 22 августа Александр Демьяненко умер. Об уходе Шурика написали все газеты, сообщили все телеканалы. А на похороны актера пришли сотни людей, и стояла такая тишина, какую он очень любил. Хорошие, добрые слова о нем говорили тихо и спокойно. А после похорон он приснился Лике. В красном плаще и прекрасном настроении. На все вопросы весело ответил: «У меня все замечательно! Я встретился со своим дедушкой, и у нас тут все – в персидских коврах!..» KM.RU
Читайте также
02.01.2013Анатолию Фёдорову - 60Сегодня юбилейный день рождения празднует заместитель губернатора Ярославской области Анатолий Павлович Фёдоров.
05.12.2012Сад поэзии цветёт!30 октября, в день, когда ярославскому поэту Сергею Лукину исполнилось бы 55 лет, в юношеской библиотеке им. Н. А. Некрасова в память о нём был проведён
01.12.2012«Шах и мат» Сергея Никитенко Ярославец Сергей Никитенко – многократный победитель всероссийских, областных и городских соревнований по шашкам и шахматам среди
28.11.2012В роли ректора ЯГТИ – снова Сергей Куценко Профессор, заслуженный артист России Сергей Куценко вновь избран на должность ректора Ярославского театрального института.
24.09.2003Универсальный солдат
Редко кто из актеров, имея за плечами два театральных образования и почти пятнадцатилетний стаж работы, может про себя честно, не напрашиваясь ни на комплименты,