пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 27 апреля 2004

Лицо завтрашнего театра

Накануне выходных Ярославль стал (в очередной раз) Меккой театрального искусства. Здесь начал работу традиционный,

автор Лариса ДРАЧ.

 

3-й фестиваль дипломных спектаклей театральных школ России. Здравствуй, племя младое, незнакомое! На фестивалях подобного рода совершенно уникальная обстановка, где все зрители в тот или иной момент становятся актерами. И от того, что сценическое пространство освоено ими от и до, они иначе воспринимают, будучи зрителями, любое действо. Здесь и профессиональная оценка, и едва скрываемый азарт конкуренции (ведь в актерской профессии нет ничего ужаснее того, чем остаться незамеченным), и в то же время удивительная доброжелательность и искренний восторг от побед собрата по мастерству. Всматриваюсь в незнакомцев и пытаюсь запомнить их – возможно, кто-то из них в ближайшем будущем станет звездой и кумиром тысяч зрителей. Это – лицо нашего завтрашнего театра и телевидения. Они еще не ведают об этом (отсюда и отсутствие звездного снобизма), но как и все, кто некогда ступил на тернистый театральный путь, мечтают однажды проснуться знаменитыми. Но Копперфилдом быть обязан! Честь открытия фестиваля выпала театральному институту имени Бориса Щукина – знаменитой «щукинке». В отличие от последующих за этим выступлением премьер ребята и их педагоги привезли на фестиваль... экзаменационную программу по сценическому движению. Отмечу – продемонстрированное мастерство студенты приобрели всего за два года обучения. Но смонтированный в единый концерт экзамен по пластике и для зрителей, и для жюри стал настоящим откровением. Суть каждого номера (не считая танцев) сводится к работе с предметом – будь то баскетбольный мяч, туристический коврик, вешалка для одежды. Педагог по пластике профессор А. Б. Дрознин, предваряя показ, заметил, что в наше время отношение к вещам поляризовалось – от откровенного фетишизма до одноразового использования. Вступить с обычным предметом в тайный сговор, понять его сущность и в ходе общения навязать ему свою волю, заставляя играть роль, не предназначенную тому по определению, – такая непростая задача стояла перед молодыми актерами. Справились они с блеском! Абсолютным лидером показа «щукинцев» стал квартет для баскетбольных мячей и шоу одноразовой посуды. Педагоги по сцендвижению, обсуждая в кулуарах показ, сошлись во мнении, что фантазия москвичей зашкаливает за все возможные рамки. «Это же готовые блестящие концертные номера! – говорила одна из педагогов, – я не удивляюсь теперь, почему студенты Москвы выступают в ночных клубах и зарабатывают весьма неплохие деньги. Я бы так не смогла!» Словом, если все выпускники столичной театралки владеют сценическим движением столь же совершенно, как «щукинцы», то знаменитому фокуснику Копперфилду недолго остается почивать на лаврах. А он-то об этом еще и не знает! Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас Второй день фестиваля преподнес сюрприз в виде спектакля по произведению Жан-Поль Сартра «За закрытыми дверями». Это дипломная работа Арктического государственного института культуры и искусств Республики Саха (Якутия). Более того, молодые актеры оказались первыми артистами из запредельно далекой Якутии, которым выпала честь выступать в самом центре России – из-за дальности расстояний до сего дня театральная общественность была практически незнакома с местной театральной школой. Несмотря на то, что за несколько минут до третьего звонка в камерном зале Волковского театра было немало свободных мест, капельдинер упорно отказывалась пускать нескольких страждущих молодых людей в зал – у них не оказалось билетов. – Это правильно, – со смехом заявил один из членов жюри, – ажиотаж надо хотя бы имитировать! Но, посовещавшись между собой, члены жюри выслали делегата к грозному стражу порядка с просьбой пропустить-таки жаждущих приобщиться к замысловатой драматургии Сартра. Пропустили. Показанный спектакль на все сто соответствовал сартровской сути. Трое людей – писатель-пацифист, почтовая служащая с лесбийскими наклонностями и парижская красавица из высшего общества – оказываются запертыми в одной комнате. Если ты не знаком с первоисточником, то лишь через полчаса понимаешь, что все они – покойники, а комната без окон есть ни что иное как чистилище. За дверьми – ад. Каждый из них представлял себе это нелучшее из мест по-своему. Писатель мечется в поисках жаровни с углями, лесбиянка, злая, как кобра, исходит желчью на весь белый свет (тот и этот), и лишь светская красавица пытается делать вид, что комната заточения – салон, пусть достаточно необычный, но – салон! Почему трое абсолютно несовместимых людей оказались вместе? В ходе долгих монологичных откровений выясняется, что каждый из них на земле стал причиной смерти других. И вот оно – возмездие – навязанная, чуждая каждому по духу компания. Не будет ни жаровен, ни испанского сапога, ни кипящей смолы – каждый из них станет палачом другому... Даже после физической смерти обреченные на вечную жизнь души продолжают кипеть страстями. И вот доведенная до отчаяния парижанка хватает нож, вонзает его в спину почтовой служащей... А смысл? Они уже и так мертвы. Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас. Но этой-то милости-малости – конца – герои как раз и лишены, а значит, им предстоит пережить в обществе друг друга еще немало неприятных откровений. Учитывая, что актерам приходилось работать чуть ли не на ладони у зрителя – камерность зала не дает возможности ни расслабиться, «ни спрятаться» за декорациями – стоит признать, что начинающим артистам было непросто. А учитывая тяжесть драматургического материала – вдвойне. Спектакль оставил двойственное ощущение: с одной стороны тебя будто вывернули наизнанку и выпотрошили, показав всю мерзость человеческой жизни и ткнув тебя носом в твои же собственные грехи (то есть равнодушным он явно не оставил зрителя), но с другой стороны не оставлял вопрос: «А зачем мне все это?». Принцип погружения на дно выгребной ямы ради последующего всплытия на поверхность в данном случае, увы, не сработал. То есть погрузить-то нас погрузили, а вот спасательного круга не кинули. Зацикленностью «на бытовухе» объяснил свое, очевидно, схожее с моим впечатление от увиденного один из присутствующих на просмотре режиссеров. Возможно, он прав.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают