и теплый прием, и выигрышные роли. Майкл Дуглас, прежде чем начать сниматься, по настоянию Дугласа-старшего перепробовал немало занятий: разносил кофе в кинотеатрах, работал ассистентом режиссера, помощником монтажера.
Сегодня мы публикуем интервью с прославленным актером.
– Как вы выбираете очередную роль?
– Выбрать фильм – все равно что влюбиться в женщину. Я не могу анализировать свои чувства. Я не могу анализировать женщину, которая меня привлекает. Но если ты хочешь жениться, то есть согласиться играть роль, то стараешься узнать о своей избраннице как можно больше. Кто ее родители – то есть режиссер и сценарист. Где мы будем жить – то бишь снимать. А если ты с самого начала сомневаешься, нужно ли тебе играть роль, значит, она того не стоит. Хотя, конечно, не всякая любовь бывает с первого взгляда.
– Много ли у вас общего с Грэйди Триппом, героем «Чудо-мальчиков»?
– В 60-е годы я был студентом. Это в нас общее. Мы оба понимаем ценность либерального литературного образования, уникальность отношений между преподавателями и студентами.
– Оглядываясь на свой успех в качестве продюсера проекта «Пролетая над гнездом кукушки», что вы чувствуете сегодня?
– Мне было 30 лет. Это был мой первый продюсерский проект, и он завоевал «Оскары» по всем главным категориям. В тот момент я просто не знал, к чему еще могу стремиться. Мне казалось, у меня только один путь – вниз. К этому времени у меня не было особых успехов на актерском поприще – я играл только в телешоу. Заняться писательством? Это обречет на одиночество. К тому же для этого нужна огромная самодисциплина. Мой отчим был писателем. Я ведь рос не с отцом, а с отчимом. Он практически стал для меня новым отцом. Умер в 1992 году.
– Вы использовали какие-то воспоминания о нем при работе над ролью Грэйди?
– Я вспоминал его ритуалы подготовки к работе. Мне было интересно показать, что у Грэйди тоже есть ритуалы, хотя он все время находится под кайфом. Его ритуал – определенное время дня, халат, кофе. Проблема Грэйди в том, что он не знает, когда нужно остановиться. В нем нет внутреннего редактора.
– Сцена с собакой получилась настолько реалистичной, что защитники прав животных начали волноваться!
– Да, бедная собака! Когда я впервые читал сценарий, мне больше всего понравилась именно собака. Запах – единственная улика. Но потом нас обвинили в жестокости по отношению к животным. На самом деле собака была искусственная, обычный манекен. Правда, он был так реалистично выполнен, что на нас посыпались все шишки.
– В «Чудо-мальчиках» вы курите травку. Вы импровизировали?
– Я затягивался.
– В этом фильме вы играете вместе с Робертом Дауни-младшим, который попал в тюрьму из-за наркотиков. Вы могли повлиять на него, поскольку у вас в прошлом тоже были проблемы.
– Это вопрос? Что ж, я от-вечу. Во-первых, я считаю Роберта одним из самых талантливых, если не самым талантливым актером своего поколения. Во-вторых, я действительно был в 1990 году в центре реабилитации, но не из-за наркотиков, а из-за алкоголя. Это совсем другая ситуация. Человека не могут посадить в тюрьму за хранение и употребление спиртного.
В-третьих, Роберт гениально сыграл в «Чудо-мальчиках». Между дублями мы разговаривали. Его преследовали семейные неприятности, ему некуда было возвращаться – у него не было дома. Думаю, ему было очень трудно. Мне было тяжело его слушать.
– Вы встречались с ним после выхода фильма?
– Нет. Но наш режиссер Кэртис Хэнсон ездил его навестить. Я написал ему письмо. С ним очень трудно разговаривать. Он попал в плохую тюрьму, в ней ничего не разрешается. А ведь он не сделал ничего дурного – всего лишь оступился, когда на него навалились беды.
– Как мог попасть в тюрьму человек, не сделавший ничего дурного?
– Ему попался плохой судья. К тому же у него были неприятности в прошлом. Наша судебная система очень странная. Три раза ты попадаешь в центр реабилитации, в четвертый раз тебя отправляют в тюрьму.
– Что вы думаете об идее легализации наркотиков?
– Я бы не хотел сейчас начинать дискуссию о легализации наркотиков. Понимаю, что играю наркомана в то время, как вся Америка стремится к политкорректности. Но я хочу подчеркнуть, что Грэйди делает свой выбор: решает в конце концов завязать с травкой.
– Чем вы собираетесь заняться сейчас? У вас есть цель?
– Наверное, мне стоило бы заняться режиссурой, но я слишком ленив. Не знаю, хватит ли мне дисциплинированности.
– Наверное, теперь у вас много времени будет уходить на семью?
– Надеюсь, что будет. Потому что я всюду рад наблюдать за расцветом кинокарьеры Кэтрин. Из-за разницы в возрасте мы никак не можем быть друг другу конкурентами. Я уже прошел через все. Думаю, Кэтрин скоро удивит весь мир. Она очень талантливая актриса и очень красива. Я охотно уступлю ей статус работающего супруга. В свое время меня не было рядом с моим сыном, когда он взрослел, потому что карьера была для меня важнее. Но сегодня во мне нет желания сниматься все время. Я слишком долго работаю.
– Вы можете представить себе Майкла Дугласа, меняющего подгузники?
– Почему бы и нет? Кстати, я очень хорошо умею это делать, я менял подгузники сыну. Правда, за 20 лет они стали совсем другими. Но я надеюсь быть хорошим отцом. Я знаю, как нежны ранние годы ребенка, и постараюсь быть с ним как можно больше. Хорошая сторона моей работы – возможность путешествовать. Мой сын Кэмерон был со мной в Марокко, когда мы снимали «Жемчужину Нила», я брал его в Японию, когда играл в «Черном дожде».
– Значит, вы станете сниматься меньше?
– Многие актеры в моем возрасте либо вообще перестают сниматься, либо выходят на съемочную площадку только из-за денег. Я хочу, чтобы конец моей карьеры был таким же сильным, как и начало. Я ищу роли, а их не так уж много. Мы живем в эпоху молодежного рынка.
– Вы с Кэтрин снялись в фильме «Траффик», но у вас нет общих сцен. Вам бы хотелось вместе играть перед камерой?
– Конечно.
– Вас не раздражает шумиха таблоидов вокруг ваших отношений с Кэтрин? Вы как-то боретесь против вторжения в вашу жизнь?
– По правде говоря, я не знаю, как с этим бороться. Особенно надоедливы английские таблоиды. Они шпионят за нами, подкупают людей. Наверное, проблема в том, что мы оба знамениты. Но я никогда еще не видел такой шумихи. Мы стараемся быть открытыми для прессы, не пытаемся что-то скрывать и надеемся, что рано или поздно они успокоятся.
– Тогда, может быть, вы проясните пару щекотливых вопросов?
– Валяйте.
– В прессе писали, будто вы с Кэтрин решили, что после брака она примет иудейство.
– Не знаю, кто это выдумал. Моя мать принадлежит к англиканской церкви, отец еврей, но я сам не исповедую никакой религии. Поэтому в нашей семье вопрос о вере не стоит.
– Как вы сделали Кэтрин предложение?
– Это было в моем доме в Колорадо. Мы приехали туда, и я сразу же сделал ей предложение. Очень волновался.
– Ваши семьи знакомы?
– Да, я познакомился с семьей Кэтрин почти два года назад, на Рождество, когда ездил к ней в гости в Уэльс. А она приезжала в гости к моей семье и познакомилась со всеми, в том числе с моим сыном.
– Как вы узнали друг друга?
– В сентябре 1998 года нас представили на кинофестивале в Довилле.
– В то время вы говорили, что вам очень приятно холостяцкое положение.
– А потом влюбился!
– Вам не жаль было снова расставаться со свободой?
– Я не могу сказать, что очень дорожил ею. Я был в браке почти 20 лет, а до этого пять лет жил с актрисой Брендой Ваккаро. С женой Диандрой мы официально расторгли брак в 1995 году, а потом пять лет я пребывал в одиночестве. Я рад, что этот период закончился.
– Каковы были ваши первые впечатления от Кэтрин?
– Первые впечатления я получил на просмотре «Маски Зорро». Я воскликнул: «Вау!» Думаю, это было впервые после Джули Кристи... Я хочу сказать, что Джули Кристи была последней актрисой, которая заставила меня воскликнуть «вау!». Потом меня пригласили на фестиваль в Довилль, и я попросил ассистента проверить, не приедет ли Кэтрин с «Маской Зорро». Оказалось, приедет. Более того, приедет одна, потому что в то время она ни с кем не встречалась. Разумеется, я поехал. И в реальности она оказалась даже лучше, чем на экране.
– Британская пресса писала, что это она подстроила ваше свидание.
– Давайте не будем ссылаться на британскую прессу! Я официально заявляю, что наше первое свидание организовал я.
– Какое качество больше всего привлекло вас в Кэтрин?
– О, очень многие. Она очень щедрый человек, у нее замечательное сердце, она умеет работать, и жизнь рядом с ней кажется простой, без напряга. Знаете, некоторые люди напрягаются, чтобы жить в мире и согласии. А рядом с Кэтрин ты чувствуешь, что жизнь – это волшебная сказка. Подарок судьбы.
«Актеры Голливуда».