Поздравив мастера с долгожданным событием, мы первым делом спросили, отчего так: живописцев и графиков в ярославской организации Союза художников, наверное, человек двести, тогда как скульпторов всего трое. В ответ Елена Пасхина предложила такую версию. В искусстве легкого хлеба, по ее убеждению, вообще не бывает. Но свою профессию она приравняла бы одновременно к труду докера, монтажника-арматурщика и молотобойца. За глиной на карьер ездит она сама. Без посторонней помощи управляется с электросварочным аппаратом и кузнечными тисками – гнет арматуру в два пальца толщиной. К слову, читатели «Северного края» видели ту арматуру крупным планом – в руках знаменитого на весь мир силача, рекордсмена Книги Гиннесса Жоржа Кристена из Люксембурга (публикация «У нас в гостях живое чудо», номер за 10 сентября 2003 г.). Прежде чем оспаривать лавры волжских бурлаков – попробовать потянуть за лямку 104-тонный теплоход «Вавилов», богатырь засвидетельствовал почтение ярославскому ваятелю Пасхиной, заказал ей свой портрет... Мастер современного склада, Пасхина веселую фантазию, пристрастие к эксцентрике и всяческому лицедейству сочетает со строгой академической выучкой, искусством резца точного и подробного. Недаром же ее первой специальностью, полученной в Абрамцевском художественно-промышленном училище, было древнее ремесло костореза. Ее любимые материалы – камень и бронза. За чуткую отзывчивость самым тонким движениям души Пасхина называет их живыми, и, конечно, без всяких кавычек. В ее мастерской, как всегда, черт ногу сломит. Но сейчас нет здесь соперников у Собинова. Ростовая фигура великого тенора отформована в гипсе и готова для литья. Дух перевести Елене по-прежнему некогда. Собинов станет частью ее большого проекта – выставочной серии «Штрихи к портрету тысячелетия». Замысел такой: раскрыть образ Ярославля в серии произведений разных жанров, рабочих материалов. Уже известные композиции – на фасаде ТЮЗа, мемориал жертвам радиационных аварий и катастроф у Леонтьевского кладбища, рельефы на памятных досках основателю высших наук училища Демидову, корифеям Волковского театра Шишигину и Белову – получат продолжение в новых сериях «Слово о полку Игореве» и «Портреты современников», пространственных композициях для волжской Стрелки и старого посада «Тысяча камней истории» и «Древо истории». Этих забот хватит Елене Пасхиной, как она предполагает, как раз лет на пять – до 1000-летней годовщины любимого города. А пока собирается поддержать оригинальнейшую идею первого в мире музея... огородных пугал. В шутку считает их «своим жанром». В Дом ремесел города Южи, родных краев мамы Надежды Дмитриевны, где такой музей придумали, Елена послала письмо и пару фотографий своих новинок: дескать, предлагаю, подойдут ли? На одном из снимков – станковая скульптура «Танец на кукурузном поле». Поле – из ее школьного детства. В те хрущевские времена летом в каникулы вместе с деревенскими погодками Елена взапуски, словно в густом лесу, бегала среди могучих кукурузных зарослей.