Этим «именем» оказался один из лучших джазовых музыкантов планеты, трубач Александр Фишер. Вот уже больше десяти лет первая труба мира живет в Вене. Гаврилов, представляя маэстро, упомянул об этом в скобках: дескать, жить он может где угодно, но как был нашим – советским, российским, русским, таковым и остался.
В творческом досье Александра Фишера что ни имя, то сенсация. Но дабы не жонглировать именами джазменов, малоизвестных неискушенной публике, остановимся лишь на двух, которые абсолютно точно на слуху у всех: шесть лет Александр Фишер играл в оркестре Олега Лундстрема, а затем получил приглашение в ансамбль «Аллегро». За этими двумя именаминазваниями стоят бесконечные поездки по всему миру и участие в самых престижных музыкальных фестивалях. Наибольшую известность Александр Фишер получил в конце 80х – начале 90х годов, когда объединился в творческий тандем с джазовым пианистом Даниилом Крамером.
Впрочем, о том, что собой представляет звезда Фишера на джазовом небосклоне, лучше, чем знаменитый музыковед Владимир Фейертаг (постоянный ведущий всех ярославских фестивалей «Джаз над Волгой»), не скажешь: «Он необычайно яркий исполнитель. Главное, на что я всегда обращал внимание, это безупречная логика в выстраивании музыкальной формы импровизационного материала. Будь то небольшое соло в бигбенде или продолжительная каденция в малом ансамбле – все мастерски подчинено общей драматургии той композиции, которую представляет Александр Фишер. И не так уж важно, какому стилю отдает дань исполнитель (куда ж деваться от моды), в любом случае каждый звук его трубы или флюгергорна окрашен неистребимым джазовым чувством».
Единственным концертом с участием Александра Фишера, состоявшимся в городском джазовом центре, мы обязаны Вадиму Майнугину, художественному руководителю ансамбля «Плюс один». Он несколько лет вел переписку с маэстро, заманивая его в Ярославль. И вот сие грандиозное событие состоялось.
Мировая знаменитость вышла на небольшую сцену, оглядела зал, как бы не понимая, ради чего вся эта почтенная публика здесь собралась, и, едва кивнув в ответ на славословия в его честь, предложила: «Давайте играть». Ни объявлений номеров, ни шуточекконферанса – зачем? Мы с вами – взрослые люди и знаем, почему встретились в этот вечер вместе: играть и слушать джаз.
Меня всегда покоряла внутренняя раскрепощенность джазовых музыкантов: им безразличен зал, разве что кивнут в ответ на аплодисменты после сольной партии.
Внутренняя и внешняя раскованность Александра Фишера оказалась такова, что он абсолютно спокойно вмешивался в композиционный строй произведений: кивком головы давал «право голоса» тому или иному музыканту, движением руки «советовал» комуто «сворачиваться»... Это был отдельный от музыки спектакль под названием «Маэстро и прочие музыканты». Однако от его импровизационной дуэлидуэта с саксофонистом Стасом Майнугиным все слушатели просто пришли в восторг.
Название ансамбля Вадима Майнугина «Плюс один» в этот вечер отработало на все сто: только слово «один» следовало бы написать с большой буквы.