Чем хороши долгоиграющие художественные проекты? Вопервых, отработанностью механизма вернисажей – не надо думать, чем занять паузу в выставочной деятельности, приглашай художников одного за другим. Вовторых, рано или поздно любой проект финиширует, и тогда можно устроить галавернисаж, посвященный этому событию. Опять же повод собраться.
Из разряда таковых – уверенными темпами приближающийся к своему пятилетию проект «Петербург – Ярославль – Петербург» галереи современного искусства «Алле’Я». Семнадцатая по счету выставка, представляющая ярославской публике искусство города на Неве, открылась на днях. На сей раз у нас гостит фотохудожник Игорь Лебедев с экспозицией «Мимоходом».
На фотовернисажах публика присутствует специфическая – сплошь фотографы. И речи они ведут непонятные для других: обсуждают камеру, которой все это великолепие заснято, придирчиво интересуются оптикой, разрешительными возможностями и прочими техническими подробностями. Игорю Лебедеву есть что ответить. Он занимается профессиональной фотографией почти 20 лет, преподает класс фотографии в СанктПетербургском университете и детской студии, участник более 80 групповых и 11 персональных выставок. Словом, мастер объектива.
– Чистая «шевеленка»! – всматриваясь в чернобелые, размытые силуэты, констатирует один зрительфотограф.
– Да, мультиэкспозиционность налицо, – соглашается с ним другой.
Сам художник относит свое творчество к направлению «неопиктореализм», что отнюдь не проясняет мою затуманенную технизмами голову. На глаз работы серии «Мимоходом» выглядят как размытые, но тем не менее узнаваемые архитектурные контуры. Или вот – в кадре одна и та же машина «раздваивается», потом она же «четверится» и так далее. «Быстрое течение жизни, непрерывная смена образов, впечатлений, реакций... Я не успеваю ухватить и запомнить все, что происходит вокруг меня и в то же время во мне и со мной. Остаются только смутные впечатления да еще картинки, отдаленно напоминающие то, что на них изображено, в свою очередь рождающие мимолетные чувства», – говорит о проекте Игорь Лебедев.
Свое пристрастие к чернобелому фото объясняет тем, что воспитан классикой. Ему нравится проявлять пленку и вообще все – от нажатия на кнопку «пуск» до печати готовой картины – делать самому.
– Я играю в свет и тень, в нерезкость, жонглирую контрастностью...
Семнадцатая по счету выставка проекта «Петербург – Ярославль – Петербург» – одновременно первая ласточка нового проекта «Артпрогноз», который будет представлять собой школу современного искусства. В этой связи Игорь Лебедев проведет мастерклассы для всех желающих, познакомит поклонников фотообъектива с новейшими питерскими тенденциями в этом направлении искусства. И – вновь переплетениевзаимопроникновение – станет первым участником проекта «Ярославский портрет. Новая иконопись», приуроченного к 1000летию Ярославля. По задумкам организаторов проекта, каждый участвующий в нем должен будет нарисовать (снять, запечатлеть, сконструировать) свой портрет Ярославля.