четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 01 апреля 2004

Дом эпохи Хармса

«...Если не помните, рисуйте пелену забвения, выдумывать и врать не надо, рисуйте «симфоническое многообразие жизни!» – эти слова произнес однажды знаменитый художник, мастер русского авангарда начала прошлого века Павел Филонов, адресуя их своей ученице Алисе Порет. Алиса Ивановна приняла пожелание к сведению. Писала как дышала, как жила.

автор Лариса ДРАЧ.

 

Но еще не раз ее наброски становились поводом для шумных препирательств с мастером. О некоторых из них сохранились дневниковые записи. Они очень удачно комментируют работы Алисы Порет. Вот портрет ее любимой собаки по имени Хокусай. На первый взгляд – пес как пес, очень обаятельный, даже харизматичный. Но приглядевшись, обнаруживаешь, что глаз-то у собаки... три! Так бы и ломал голову над этой чертовщиной, если бы не записки самой художницы. «Рисую свою милую собаку – за спиной Филонов-громовержец кричит на весь класс: «Тов. Порет! Опять вы за свое – то портрет друга, то знакомых, то собачки. Неужели нет темы шире?» Я робко лепечу, что у моей собаки разные глаза: утром совсем светлые, потом – ярко-голубые, а вечером фосфоресцируют и кажутся ярко-красными... «Ну, ладно, рисуйте все три глаза!».

Но при всей прелести этой и прочих работ Алисы Порет они – второстепенные действующие лица экспозиции, открывшейся на днях в Ярославском художественном музее. «Дом в разрезе». Школа Филонова. От культуры провинции до авангарда» – так называется новая выставка. Главное ее событие – премьера огромного полотна «Дом в разрезе», написанного близкими подругами Алисой Порет и Татьяной Глебовой. Это полотно поступило в Ярославский художественный музей в конце 80-х годов. С утратами, разрезанное на несколько частей. Благодаря усилиям реставраторов оно обрело новую жизнь, хотя один кусок так и не удалось восполнить. Материалы по исследованию и реставрации, представленные в экспозиции, позволяют увидеть долгий и непростой путь возрождения «Дома в разрезе».

Это полотно никогда не выставлялось. Найдено лишь упоминание о нем в дневниках Павла Филонова. Владелица холста – одна из родственниц и наследниц Глебовой – смогла прокомментировать ряд сюжетов картины: узнала среди изображенных себя в детском возрасте, сестру – Татьяну Глебову за мольбертом, семью Алисы Порет.

Дом, где жили и творили Алиса Порет и Татьяна Глебова, – это своеобразный литературно-музыкальный и художественный салон. В нем бывали многие известные в то время представители богемной публики. Алиса Порет потом называла это время «эпохой Хармса» в своей жизни, эпохой, наполненной атмосферой игры, розыгрышей и мистификаций. Вот и строки Даниила Хармса, посвященные Алисе: «Передо мной висит портрет/ Алисы Ивановны Порет./ Она прекрасна точно фея,/ Она коварна пуще змея,/ Она хитра, моя Алиса,/ Хитрее Рейнеке-Лиса». Фотография – черно-белая, с прожилками заломов, оставленных временем, под которой помещены в экспозиции эти строки, не дает полного представления о том, какова была героиня на самом деле. Исправляет эту оплошность прекрасный автопортрет Алисы: дивной красоты блондинка с ярко-зелеными глазами. Учитывая самоиронию, свойственную художнице, трудно заподозрить ее в том, что она приукрасила оригинал.

Однако вернемся к дому. Художницы дают не просто его «срез», а представляют мир, одухотворенный искусством. Полотно – это ряд отдельных сюжетов, разновременных и разнопространственных событий, соединенных в единый образ. Вот за круглым обеденным столом собралась большая семья, самый нетерпеливый из гостей уже прикладывается к рюмочке у буфета. Вот некий господин в набриолиненных усах радикально-черного цвета приник к замочной скважине: сладострастник упивается видом обнаженной женщины и ноль внимания на крупногабаритную тетку – вместо «фасада» клумба! – что расположилась буквально в шаге от него. Если «выглянуть» из окна, – они «летают» по всему полотну вопреки законам архитектуры, перемежаясь с закрученными в спираль лестницами – то можно рассмотреть организованную колонну демонстрантов, возглавляет шествие надутый от важности момента духовой оркестр.

Музыке отведено одно из главных мест на картине. Здесь и два рояля, и деревенского вида мужик (борода лопатой) с изящной скрипочкой в руках, чуть поодаль – флейтисты, шарманщик, дирижер... По всей видимости, «музыкальная партитура» – дело рук Татьяны Глебовой. Она пишет в своем дневнике: «Я – художник. Я – музыкант. Два начала боролись во мне: музыкальная отвлеченность и художественная привлеченность к красоте зримой. Я нашла Филонова, и в его методе музыкальная незримая отвлеченность соединилась со зримым изображением стихии. Драма с музыкантом разрешилась в художнике».

Пожалуй, впервые в художественном музее выставлено полотно, за общением с которым можно провести не один час. Оно удивительно, событийно и бесконечно притягательно. В нем нашло отражение то самое «симфоническое многообразие жизни», к изучению которого так призывал своих учениц Павел Филонов.

В рамках выставки 22 апреля состоится круглый стол «Дом в разрезе» – от культуры провинции до авангарда», на который приглашены искусствоведы Москвы и Санкт-Петербурга, культурологи, реставраторы, родственники Татьяны Глебовой, ученики и владельцы произведений Алисы Порет.

Читайте также
  • 27.09.2012 Семейный портрет в интерьереВ выставочных залах Союза художников на Максимова в эти дни проходит большая персональная выставка двух поколений одной семьи известных ярославских художников
  • 26.09.2012 Отправить голову на каникулыСпектакль долгожданен – работа над ним шла более двух лет. Директор театра Дмитрий Стрекалов уточнил, что по объёму материальной части (имеется в
  • 04.07.2012 Где эта Индия?Больно слышать или читать о том, что где-то от нерадивости мельчают озёра и реки, вырубаются леса, пустеют деревни. И вдвойне больно видеть, что это происходит рядом.
  • 21.03.2012 Если видишь на картине чашку кофе на столе… …или морс в большом графине, или розу в хрустале,… ля-ля-ля, знай, что это – натюрморт», – именно эта детская песенка из
  • 08.09.2011 Волга размывает память и совесть Вместе с Адольфом Константиновичем Павловым мы спускаемся к Волге по узкой ступенчатой тропинке с двадцатиметровой обрывистой кручи. Здесь, в селе
  • 06.07.2011 Ростов Великий на живописных полотнах8 июля в Красной палате Ростовского Кремля открывается выставка живописных работ московского художника Сергея Гавриляченко.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • МИР ТЕАТРАЧестная летопись нашей жизни Душа обязана трудиться... Эту нехитрую истину можно сделать эпиграфом к
  • Взыскано будет на Вас... Визитной карточкой древней и прекрасной земли Залесья по праву можно считать филиал Переславского музея-заповедника
  • В основе творчества лежит любовь В Ярославском художественном музее – новый яркий проект. Выставка «Маковские» представляет