пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 30 марта 2004

Короля делает свита

Церемонно и торжественно, нескончаемой чередой плывут по лестнице, ведущей в выставочный зал Союза художников, букеты. Из-за соперничающих друг с другом в роскоши шуршащих кринолинов, в которые облачены розы, хризантемы и королевские стрелитции, практически не видно сопутствующих цветам людей. На пятнадцатом букете сбиваюсь со счету и пытаюсь рассмотреть публику. Лица приглашенных – «допущенных к телу» – освещены торжеством причастности к происходящему. Официальные лица – из градоначальства – строги: им вот-вот предстоит выступать перед собравшимися и «уронить» свое должностное лицо перед богемной публикой штампованными фразами нежелательно – персоны обдумывают речи.

автор Лариса ДРАЧ.

 

Что происходит, спросите вы. Не поверите – всего-навсего очередной вернисаж очередной выставки. Мероприятие, правда, юбилейное – приурочено к 35-летию творческой деятельности Валерия и Лидии Тепловых. Но по сути юбиляров трое – к родителям присоединился сын Максим. Выставка так и называется – «Семейный альбом-2».

До тронных речей еще полчаса, но гости уже фланируют по экспозиционным залам. Приветствия, объятия, возгласы: «ах, дорогая, ты прекрасно выглядишь!» – светский раут в разгаре. Этажом ниже волнуются две молоденькие сотрудницы Союза художников: один из залов, где работает постоянная выставка-продажа, закрыт для рядовых посетителей – там сервирован поствернисажный фуршет.

– Пускай только по приглашениям! – наставляет одна другую.

– А как я разберу, есть у него приглашение или нет? – нервничает другая – все при параде, при цветах. Неудобно спрашивать.

– Да, – соглашается первая, – надо было бы руководству так распорядиться, чтобы приглашение спрашивали прямо в гардеробе...

Вот это я понимаю – деловой подход. Нет приглашения – и нечего по вернисажам ходить (в день премьеры выставки, как известно, вход бесплатный). Интересуешься живописью, будь любезен прийти на другой день и наслаждаться искусством, купив билет.

Человек с видеокамерой отслеживает каждый шаг по залам хозяев праздника. Они охотно позируют на фоне собственных портретов. Тут, безусловно, главным действующим лицом является внук Тимоша. Он, не капризничая, запечатлевается и соло, и в компании с родней. Оригинал так похож на свой портрет, написанный бабушкой, что эффект дежа вю налицо. Четырехлетний малыш обращает внимание на эффектные серьги одной из гостей.

– Надо же, – умиляется та, – ты уже и в драгоценностях разбираешься!

– А как же! – радостно подхватывает тему очень красивая женщина, очевидно, мама Тимоши. И начинаются столь знакомые каждому родителю забавные истории из жизни гениальных малышей, как еще год назад Тимоша безошибочно распознал на одной из гостей дома гранатовые бусы.

Да, чужому на этом празднике жизни делать нечего. Только на картины смотреть. Представленная экспозиция очень богата – и количественно, и качественно. Абсолютно разные стили письма, характерные для каждого из бенефициантов, эффектно дополняют друг друга. Серия женских портретов, написанных Лидией Тепловой, поражает удивительным душевным теплом и расположением художницы к моделям. Даже постороннему наблюдателю видно, что художница искренне восхищалась во время работы позирующими дамами, – ни капли женской ревности к чужой красоте. Неудивительно, что большинство этих портретов находятся в частных коллекциях – у оригиналов, надо думать.

Пастель Лидии Тепловой эмоциональна и в то же время спокойна, не агрессивна. Она приглашает к созерцательным раздумьям – так и бродишь от картины к картине: взгляд на полотно, а мысль, точно оттолкнувшись от предложенной автором темы, устремляется по одной ей ведомым путям. Особенно хорош «Синий март» – краски настолько яркие, сочные, что буквально ощущаешь хруст сине-сиреневой льдинки под каблуком, и хочется вдохнуть поглубже, раскинуть руки и запрокинуть голову в небо – экая красота!

В зале, отданном под творчество Максима Теплова, мое внимание привлекли две работы. Одну из них – заснеженный городской пейзаж «Мукомольный переулок» – я полюбила еще с прошлых выставок. И несмотря на то, что мы с этой картиной уже «старые знакомые», не отказала себе в удовольствии постоять перед полотном, в очередной раз удивляясь и радуясь таланту художника работать с цветом и играть на разной фактуре мазка. А вот «Лунная ночь» в стиле Куинджи была для меня более чем приятной неожиданностью: тот же почерк, но контрастность апельсина луны и чернильной глади, затянутой молочной пенкой тумана, воды – исключительно хороши. Браво, брависсимо, Максим Валерьевич! Вызывает искреннюю симпатию в молодом художнике и то, что, имея рядом таких талантливых, признанных родителей-художников, он не копирует ничью манеру письма, а идет в живописи своим путем.

Работы лауреата областной премии Валерия Теплова доказывают несомненное его лидерство как в жизни творческой семьи, так и в искусстве. Не случайно первые экспозиционные залы отданы ему. Полные экспрессии пейзажи, смелые, размашистые, темпераментные натюрморты... Художнику удается тонко балансировать на грани творчества и конъюнктуры: его живопись как бы одновременно адаптирована и к взыскательному вкусу тонких ценителей искусства, и в то же время не вызывает раздражения своей элитарностью у публики попроще. В общем, гарантированный 99-процентный успех. Один процент теряется, когда царапаешься о снисходительный – неизменно сверху вниз – взгляд художника. Удивительно, но даже на своем портрете кисти жены, экспозиционно расположенном на стене ниже уровня глаз, художник Валерий Теплов «а-ля пастель» все равно умудряется смотреть на посетителя именно таким надменным взглядом. Точно на место тебя ставит. Не очень приятное ощущение. Хотя, если вспомнить церемонную шеренгу гостей с букетами... Сопоставив на досуге этот царапающий взгляд и расхожее изречение о том, что «короля делает свита», прихожу к убеждению, что основания для такой мимики у художника все-таки есть. В конце концов – на своей персональной выставке (у слов «я» и «семь-я» разница только в количестве «я») именно он правит бал.

Читайте также
  • 16.11.2012 Ещё не вечер В двух небольших выставочных залах на улице Максимова экспонируется юбилейная выставка ярославского живописца Евгения Варначёва.  
  • 14.09.2012 Наш паровоз вперёд летит В выставочных залах Ярославского отделения Союза художников проходит персональная выставка картин ярославца Александра Кравцова.  
  • 14.09.2012 Как я провёл лето... В залах на Максимова проходит выставка произведений ярославских и костромских художников «Пленэр по всей России».
  • 22.08.2012 В Ярославле открывается выставка, посвящённая юбилею художника Шишкина30 августа в Ярославском художественном музее откроется выставка, посвященная 180-летию со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина, одного из наиболее известных
  • 27.06.2012 Блинов подарил своё сердце музею «Дар сердца» – так называется персональная выставка произведений ярославского художника Германа Блинова, которая открылась в музее истории города.
  • 06.06.2012 «Романтическая Россия» в картинах Венецианова «Романтическая Россия» – так называется выставка произведений выдающегося художника XIX века Алексея Венецианова и художников его школы,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают