Концерт в Собиновском зале назначен на 14 апреля. В программе – Симфония № 7 Сергея Прокофьева и Концерт № 1 для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича (солист Михаил Овруцкий). Продолжением пасхального фестиваля в Ярославле станет гастрольный тур выдающегося пианиста Владимира Фельцмана (США). 23 апреля он исполнит здесь баховские «Французские сюиты».
Расхожей риторики вроде фразы «Искусство требует жертв» в лексиконе музыканта не встречается. Ибо он единомышленник Жванецкого и полностью с ним согласен, когда тот рассуждает о хоккеистах: не стоит, мол, им упирать на какую-то там «ответственность» – надо просто выйти на лед и «лечь костьми». Так и живет многие годы дирижер Гергиев. Недавно, вовсе к тому не стремясь, установил личный рекорд – 120 выступлений в год, не считая репетиций.
Товстоногов называл театр «добровольной диктатурой». В отличие от него театр Гергиеву видится «принудительной демократией», ибо всяк в его стенах мнит себя главным, но вынужден подчиняться коллективу, ансамблю, «иначе все распадется».
Однажды маэстро спросили, что чувствует он, осетин, когда слышит крылатое выражение «лицо кавказской национальности». И хотя слышать такое в свой адрес ему не приходилось, считает большой ошибкой видеть весь Кавказ «помазанным одним миром». Осетины, или аланы, потомки древней культуры скифов – единственный на Северном Кавказе христианский народ. Но живут-то они на стыке многих культур, разных религиозных обычаев, рядом – грузины, чеченцы, кабардинцы, много греков и армян. Отсюда присущая осетинам и воспринятая ими с детства веротерпимость, широкий взгляд на мир, «если, конечно, не вмешивается политика, но о ней говорить я не хочу».
Маэстро убежден, что такая открытость жизни и объясняет, почему осетины естественно чувствуют себя в многозвучном пространстве российской культуры. Того же происхождения и всегдашнее стремление Гергиева «раздвигать горизонты». Моцарт, Прокофьев, Малер – о каждом из этих гениев он смело говорит: «Мой конек». И Вагнер среди них «именно потому, что они антиподы».
Вот откуда возник три года назад замысел «объединяющего» пасхального праздника искусств – в расчете на колоссальный запас богатств, накопленных русской музыкальной традицией. Третий год подряд Гергиев этим фестивалем отмечает Пасху в Москве. О своем отношении к православию говорит так: «Я не являюсь верующим в полном смысле слова. Верю в некоего... общего, что ли, Бога. Стараюсь не делать зла».
Валерий Гергиев родился в 1953 году. Вырос на Кавказе. Профессиональное образование получил в Ленинградской консерватории по классу профессора Ильи Мусина. В 23 года одержал победу на конкурсе дирижеров имени фон Караяна в Берлине и еще студентом был приглашен в Кировский театр оперы и балета – нынешнюю Мариинку.
В 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, с 1996 года худрук-директор Мариинского театра. Он лауреат государственной и высшей театральной премии нашей страны «Золотая маска», премий Президента России и «Триумф», многократный обладатель титула «Лучший дирижер года».