Юрий Иванов со словом «внезапная» категорически не согласился.
Уточнил: утрата областной концертной организацией (несмотря на популярность Губернаторского симфонического оркестра) своего творческого веса в музыкальном мире не первый год беспокоит департамент. Шанс пригласить на должность ее директора известного менеджера, имеющего опыт работы с крупным бизнесом, специалиста со связями за рубежом Леонида Фрадкина, профессионального музыканта с дипломом Московской консерватории, появился еще полгода назад.
Кандидатура бывшего директора Государственного академического симфонического оркестра России, затем заместителя гендиректора Московского международного дома музыки для решительного обращения нашей филармонии в новое качество выглядела подходящей во всех отношениях.
Фрадкин несколько раз приезжал в департамент культуры, был принят губернатором. «Смотрины» прошли благополучно. Обаятельный и весьма проницательный Леонид Михайлович с полуслова понимал собеседников, соглашаясь с ними практически во всем. А говорили в основном о том, что на филармонических подмостках одного из древнейших русских городов не бывает гастролеров мирового класса, что один из лучших в российской провинции симфонических оркестров неизвестен за рубежом, о том, что продолжает «выдыхаться» традиция Собиновских фестивалей.
С окончательным ответом Леонид Фрадкин не спешил, но вчерне обрисовал заманчивую перспективу с продвижением на берега Волги нескольких «звездных» проектов (гастроли певцов школы оперного искусства Галины Вишневской, постановка «Эгмонта» Бетховена со стихами Гете). Встречался он и с директором филармонии Николаем Редькиным.
По новому раскладу сил Николаю Николаевичу было предложено кресло заместителя. Он предпочел отказаться – в убежденности, что поступает так по принципиальным соображениям.
– Не вижу своей роли в структуре «обновленного менеджмента», – так объяснил он свое решение в интервью «Северному краю».
Высказал убеждение: когда филармония брошена в жесткие, а подчас жестокие условия рынка, делать деньги на классическом искусстве «по меньшей мере некорректно». Во всяком случае так не поступают ни в одной цивилизованной стране. Главная функция филармонии и сегодня – образовательная, ей подчинено все остальное: и джаз, и современные виды эстрады, и фольклор. Недавние маркетинговые исследования показали, что на местном рынке культурных услуг мы ежегодно недобираем 60 млн. рублей.
– Я собрал команду, – продолжал Николай Редькин, – людей, знающих, как эти деньги заработать. Получил сертификат, прослушав курс по стратегическому планированию концертной деятельности. Только за последний год нам удалось собрать 388 тысяч спонсорских средств. Новый фестиваль «Сретенье» со сметой в 300 тыс. рублей мы провели, не затратив ни единой бюджетной копейки.
Так что по поводу столь неожиданной для многих смены руководства филармонии у Николая Николаевича, как он сказал, «есть много вопросов». Обо всем этом он писал губернатору, но письмо осталось без ответа.
Вопрос, однако же, решенный. Профессор Николай Редькин возвращается в театральный институт, пока, по его словам, на должность завкафедрой.
Тем временем, по нашим данным, уже 29 марта примерит новое кресло Леонид Фрадкин. Ему 48 лет. Список реализованных им культурных проектов впечатляет: московские концерты Пласидо Доминго на Красной площади, Монтсеррат Кабалье в Гостином дворе, «Scorpions» в Кремле, «Пасхальный фестиваль» под художественным руководством Валерия Гергиева.
Только что департамент культуры получил рекомендательное письмо из Москвы доктора искусств, профессора, председателя комитета по культуре Конгресса муниципальных образований РФ Любови Казарновской.
«Я знаю Леонида Фрадкина много лет, – пишет оперная примадонна. – Встречалась с ним многократно в работе и могу охарактеризовать его как знающего и очень профессионально грамотного специалиста в области музыкального менеджмента и порядочного человека».