К проступку неизвестного злоумышленника, попытавшегося стащить фото Мэрилин, относятся они почти философски: рассматривают это как очевидный довод в пользу зрительского успеха проекта московской галереи «Дом Нащокина» и театрального агентства «Лира». Статистика этот успех подтверждает. По выходным в зале на улице Свободы бывает до пятисот посетителей.
С чего бы такой ажиотаж? Что хотим мы здесь увидеть и понять теперь, через сорок лет после того, как белокурая Золушка шоу-бизнеса уснула у себя на вилле вечным сном от передозировки снотворного? В чем была интрига ее короткой жизни, от и до раскадрованной лучшими фотографами Нового Света? Про что этот грандиозный фотороман в триста страниц с документальными комментариями из первых уст и столь интригующим названием – «Самая грустная девушка на свете»?
Коллекция, собранная искусствоведами галереи по материалам американского музея Мэрилин Монро, киноархивов и частных фотоколлекций, по литературным источникам, включая эксклюзивные, все эти вопросы проясняет – было бы желание задаваться ими.
Вот скандально известное «ню» юной красотки Нормы Джин с настенного календаря. В пуританской Америке 40 – 50-х годов она первой согласилась позировать неглиже. То была невиданная и непростительная дерзость. Экспозиционеры предпочитают, чтобы прокомментировала свой поступок сама актриса: «Мое тело – самое главное мое достояние. Благодаря ему я заработала 50 долларов, которые были мне совершенно необходимы в тот момент».
Позже она скажет еще проще: «Это был самый тяжелый период в моей жизни. У меня не было семьи, я сильно голодала».
Подписавшая с ней контракт студия «ХХ век Фокс» месяцами ничем не занимала рвущуюся в бой старлетку. Какие у нее были тогда «заработки», видно по кадру из картины «Первый крест». Там 23-летняя Мэрилин играла подружку главной героини. В платежной ведомости ее имя даже не было упомянуто. Только после премьеры картины «Все о Еве» с ней заключили новый контракт – платить стали сразу 750 долларов в неделю.
«Развлекательная глупость» – этими словами три года спустя «приветствовала» новую роль актрисы в фильме «Обезьяньи проделки» респектабельная газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Она-де играет машинистку, не умеющую печатать, добавляет с ядовитой издевкой одна из лояльных Голливуду калифорнийских газет.
Фотограф Халсман как-то увидел дома у Мэрилин гантели, достойные мужской руки. «Ты ими пользуешься?» – спросил. «Да, – был ответ. – Ведь мне все время приходится сражаться».
С двадцати пяти лет она делала себя сама, ни на кого не надеясь. Много поводов поразмыслить об этом дают снимки времен ее занятий в театральной студии Ли Страсберга. Что она читала, наверстывая упущенное, поймем по корешкам на ее домашней книжной полке: Фрейд, Достоевский, Чехов, Станиславский.
Спешки и халтуры на дух не выносила. Может быть, оттого всю жизнь, увы, опаздывала на съемки. Впрочем, драгоценное время на площадке научилась считать, когда вместе с фотографом Мильтоном Грином зарегистрировала продюсерскую фирму «Мэрилин Монро продакшнз». «Она была настоящая, она разрывала сердце», – говорил о ее роли в первом же фильме «Автобусная остановка», снятом с участием этой фирмы, Дин Мюррей, ее партнер и соученик в студии Ли Страсберга.
А диапазон дара был у нее каков? Когда-то, в пятьдесят втором, в «Ниагаре», как писали, Мэрилин сыграла в стиле триллеров Хичкока. Семь лет спустя она получила премию «Золотой глобус» в номинации «Лучшая комедийная актриса» – за роль Душечки в мюзикле «Некоторые любят погорячее».
Ее собственная личная жизнь, как и актерская карьера, была вся «в клеточку», «в полоску», а под занавес даже и «крест-накрест». Почему так? Авторы проекта предоставляют зрителям разобраться в этом самостоятельно. Но дают много подсказок к правильному ответу.
Одну из них нашли мы в текстах к подборке кадров ее последнего фильма «Неприкаянные» по сценарию, написанному специально для Мэрилин ее последним мужем, драматургом Артуром Миллером. Крупный план с лучезарной улыбкой героини, тут же читаем слова партнера Мэрилин Монтгомери Клифта: «Она живет всеми порами своей прекрасной кожи, она открыта, хотя это делает ее уязвимой, и этот мир ранит ее». Не тут ли где-то и кроется разгадка роковой неприкаянности и трагической интриги судьбы, по словам Артура Миллера, «самой грустной девушки на свете»?
Завершением фоторомана стали копии четырех выполненных Бертом Стерном эксклюзивных снимков Мэрилин в купальнике, за две недели до самоубийства красным маркером перечеркнутых рукой актрисы. Мэрилин Монро до конца несла свой крест, добавит позже по этому поводу один из биографов.
Отсутствие на выставке материалов о гибели кинозвезды специалист галереи «Дом Нащокина» Владимир Ушаков на вернисаже просил не расценивать как досадное упущение авторов экспозиции. Этой темы специально не касались, чтобы «сохранить светлый образ великой актрисы».
Ярославцы увидели суперколлекцию первыми в российской провинции. Выставка будет открыта как минимум до начала апреля. В планах сотрудничества столичной галереи с театральным агентством «Лира» и дирекцией городского выставочного зала еще несколько проектов на животрепещущие темы цены успеха в искусстве и жизни. Одно из ближайших начинаний, возможно, будет посвящено великому танцовщику Рудольфу Нурееву.
Выставку разглядывал Юлиан НАДЕЖДИН.