«Я люблю портреты, – говорит автор новой выставки художественного музея Надежда Воинова. – Ведь человек, как отражение времени, гораздо больше значит, чем пейзаж или натюрморт». Шесть залов Губернаторского дома занял вернисаж «ХХ век. Действующие лица», на котором представлено 200 портретов работы художников разных направлений и стилей, объединенных только тем, что все они жили в ХХ веке.
Если среди портретов XVIII и XIX веков мы чувствуем себя как в гостях, то здесь мы дома. Огромные, знакомые с детства лица вождей революции – с них начинается путешествие во времени, которое много десятилетий было окрашено в красный цвет. В портретах 30-х и 40-х годов нетрудно угадать заказ на формирование облика героического современника. Заказные, идеологизированные портреты, с которых смотрят на нас люди-монументы, контрастно отличаются от работ тех же художников, но написанных ими для себя или друзей. На них – мир свободы и красоты.
Послевоенное время было небогато на яркие краски, сдержанная тональность сохранялась до 50-х годов. «Гимн труду», зазвучавший на всю страну в те годы, художники подхватили быстро и единодушно. Доярка, врач, рыбак, парашютист – образцы для подражания занимали все выставочные залы вплоть до 70-х годов.
В 80 – 90-е годы социальный заказ уходит – стране не до художников, остается работа по велению сердца. «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить» – эту строчку Булата Окуджавы можно считать девизом эпохи перемен. Забавные, неожиданные портреты, написанные ярко и дерзко, соседствуют с реалистическими – свобода торжества принимала всех и все.
Автопортреты конца ХХ века – психологические все без исключения. Николай Мухин, погруженный в себя, – глаза обращены не во внешний мир, а в иное пространство с огромной рукой, которая живет словно сама по себе. Сергей Соколов – пол-лица ребенка и пол-лица мужчины, граница размыта. Жарков – кудряво-бесшабашная голова на фоне таких же кудрявых полевых цветов. Художники пытаются глубоко заглянуть в себя, познать суть человека.
Выставка-размышление требует много времени для знакомства. И не столько потому, что большая, сколько потому, что каждый портрет завораживает, держит, будит воспоминания. Сколько знакомых лиц! В одном потоке жизни плывут Каганович и Мейерхольд, Ленин и Сталин, Плисецкая и Терешкова, Пастернак и Ариадна Соколова, вовлекая нас в философское осмысление ушедшего века.