Если просто посмотреть на экспонаты – а это миниатюрные, не более 50 сантиметров, деревянные реалистические скульптурные композиции со скрупулезной проработкой мельчайших деталей, – то хочется воскликнуть нечто псевдорусское, лапотное «Эх, а не оскудела еще земля наша самородками!». Да вот незадача: работы сопровождаются авторскими философскими эссе, и рассматривать эти два произведения искусства – изобразительное и литературное – и художник, и куратор выставки призывают исключительно в ансамбле. До сермяжной, домотканой риторики ли тут, когда молодой скульптор жонглирует именами Сенеки и Лукреция так, как будто был с ними лично знаком. Нестыковка получается.
И подобные несоответ-ствия, на мой взгляд, присут-ствуют во всем. Возьмем, к примеру, основные вехи недлинной (в силу возраста) биографии автора. Окончил факультет физической культуры Ярославского педагогического университета, но при этом с дет-ства мечтал стать мастером струнных музыкальных инструментов. Как он уверяет, «самостоятельно изучал соответ-ствующую литературу». Был и учитель – мастер Владимир Климзо, у которого Александр ходил в подмастерьях. Но вместо изготовления гитар Девяткина вдруг привлекла скульптура. Пошел было учиться в Абрамцевский художественно-промышленный колледж, но и там не «срослось» – почувствовал в себе силы заниматься скульптурой самостоятельно. На вопрос, кто же его все-таки научил столь трудному ремеслу, Александр ответил: «Собственно на постижение техники как таковой требуется не более двух недель, а главный учитель – жизнь». В таком случае «вызывает интерес вот такой еще разрез»: чему же тогда упорно, по многу лет, учатся в институтах и академиях сотни художников? Хотя, конечно, может, не все они самородки.
Надо отметить, что в настоящий момент автору 27 лет. Скульптурой он занимается всего четвертый год. Учитывая, что на изготовление каждой работы у него уходит до полугода, творческий «архив» Девяткина небогат. Выставка эта, напомню, первая. И тем не менее Александр является членом Союза художников России, куда, как известно, без должного послужного списка и солидного перечня выставок просто невозможно попасть. Есть у мастера из Борка и еще одно звание – народный мастер. Словом, одни вопросы...
А на выставке есть на что посмотреть. И это по сути главное. По словам Александра Девяткина, он разрабатывает композиции работ, основываясь на философских произведениях Достоевского, Льва Толстого, Сенеки, Лукреция. Кое-какие идеи подбрасывает ему и сама жизнь. Если я правильно поняла концепцию автора, то его идея заключается в том, чтобы передать в скульптуре максимально возможное количество информации. Вот, к примеру, человек в лохмотьях – брюки порваны, палец торчит из прохудившегося башмака – тащит на плечах земной шар. Работа называется «Зрение». За ответом – почему, собственно, зрение – обращаемся к литературному комментарию. «Чтобы четче чувствовать, видеть и понимать окружающий нас мир, необходимо нести на своих плечах тяжесть земных забот, исключая попытки сбросить их. Со стороны окружающих иногда это смотрится нелепо». Словом, неси свой крест и веруй, что все тебе зачтется. При всем восхищении, которое вызывает детальная проработка образа главного героя, философская «сопроводиловка» набивает оскомину. Или ассоциации, возникшие в голове автора при взгляде на человека, сажающего капусту (собственно скульптура, как и прочие, безупречна). «Отдаляясь от понимания простых вещей, мы остаемся без основания, наши рассуждения в других вопросах становятся беспочвенными». Ну, и так далее... Как сказали бы наверняка по этому поводу самые злословные дамы нашего телевидения Дуня Смирнова и Татьяна Толстая, юноша явно «интересничает».
В этом нет ничего плохого. Кому не хотелось в двадцать с небольшим быть взрослее, солиднее? Простота придет позд-нее, с жизненным опытом. И, возможно, тогда Александр поймет, что его работы – филигранные, с дотошной проработкой каждой миниатюрной детали, с оригинальной композицией – самоценны без заумных философских сентенций. Но чтобы познать ту самую природу вещей, на которой настаивает скульптор Александр Девяткин, нужно всего-то ничего – время.