Для тех, кто помнит обшарпанные, больные стены древнего храма, увидеть его сегодняшнее состояние равносильно прикосновению к чуду. От мощи и красоты живописного убранства собора захватывает дух. За этой красотой – годы сложной, кропотливой работы, споры и непонимание, огромный груз ответственности перед историей.
С 1998 года Евгений и Ирина здесь не работают – живут. Весь свой профессионализм, душевные порывы и искания вложили они в этот труд. По едва заметным линиям на старой стене понять, узнать и восстановить первоначальный авторский замысел – искусство высшей пробы. Всю площадь стен – а это на сегодняшний день более трех тысяч квадратных метров, – прежде чем расписывать, пришлось лечить.
Сначала по отдельным линиям надо восстановить рисунок. Здесь фантазия – не помощник, иногда, чтобы представить во всей полноте старую роспись, приходилось внимательно пролистать не одну древнюю книгу. Очень помогала и подсказывала правильные решения Библия Пискатора. Восстановленный рисунок переносился на кальку – и только после этого залечивался, восстанавливался небольшой участок стены. На оздоровленное чистое пространство накладывалась старая калька – так восстанавливался рисунок. И только после этого – живописные работы.
Не привнести своего, реконструировать стиль старого мастера – это тоже под силу только настоящим реставраторам. Все споры о том, что лучше и правильнее – реставрация или реконструкция, давно позади. Часть настенной росписи, выполненная в конце 90-х московскими «специалистами», подлежит полной переделке, а ведь принимала ее вполне компетентная столичная комиссия. Теперь и эту работу возьмут на себя Евгений и Ирина.
А пока они начали восстанавливать живопись на галерее храма – здесь утраты и разрушения стен еще больше, чем в центральном объеме храма. В Толгин день 2005 года прихожане увидят Введенский собор – главный храм обители – во всем его первозданном великолепии. А талантливые и надежные руки ярославских реставраторов еще несколько лет будут восстанавливать стертые временем и невежеством древние стены соборных галерей.