В первый фестивальный вечер гости с оркестром Аннамамедова азартно и непринужденно отыграли оперу из репертуара Собинова «Дон Паскуале», отметив ее концертным исполнением столетие дебюта нашего земляка в партии Эрнесто на сцене «Ла Скала» (подробнее об этом читайте в номере «Северного края» за 19 ноября).
Наш корреспондент пообщался с исполнителем партии Эрнесто в театре «Геликон-опера», воспитанником Уральской консерватории, заслуженным артистом России Анатолием Пономаревым.
– Записи Собинова знаю с мальчишеских лет, – сказал он. – Музыка была его восторгом, и он щедро делился им со слушателями. И в его времена, и позже бывали голоса не менее красивые. Но именно Собинов выделялся безукоризненной школьностью вокала. Не в пример многим из нас он досконально знал свой организм, дружил с ним. Уверенно управлял голосом, и поклонников у него в Италии, где он готовил партию Эрнесто, было не намного меньше, чем в России. После «Вертера» и «Дона Паскуале» взошла звезда его мировой славы.
Наш собеседник представил свох коллег и представился сам:
– Опытней остальных из нашей четверки – бас Николай Галин. Он, как и я, выпускник Уральской консерватории, затем пел в Свердловском оперном театре. Думаю, ярославцы оценили его талант в типично буффонадной роли престарелого вдовца Дона Паскуале. Лирический баритон Олесь Парицкий закончил Гнесинку. Одна из лучших его партий – Онегин, ярославцам же выпало удовольствие проникнуться комедийным даром Олеся в роли доктора Малатесты. Даму сердца Эрнесто – Норину играет прима нашего театра Алиса Гицба. Уникальные выразительные возможности голоса позволяют ей петь партии, какие редко можно встретить в репертуаре одной певицы, – например, леди Макбет в опере Верди, Виолетту в «Травиате» и Аиду.
Сам Анатолий после консерватории набирался опыта в театрах Барнаула, Самары, Санкт-Петербурга, в московской «Новой опере», звание заслуженного артиста получил, уже будучи солистом труппы Дмитрия Бертмана. В его репертуаре партии Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, заглавная – в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, Хозе в «Кармен».
К слову, слухи о том, что в знаменитой опере Бизе массовка «Геликон-оперы», любящей всяческую шоковую терапию, похожа на какую-нибудь солнцевскую группировку наших дней, «Хозе» не подтвердил, но и не опроверг: как кому взглянется. Объяснил: в авторском оригинале «Кармен» улица в Севилье – нищая и расхристанная. После смерти композитора его дерзкое творение, написанное в жанре «человеческой комедии», начали усердно подправлять под общепризнанные каноны.
Выживет ли опера в наступившем столетии? Прогноз на сей счет худрука Бертмана кажется Пономареву весьма убедительным: это будет главное искусство XXI века, потому что соединяет в себе все искусства, а молодые поколения зрителей предпочитают все воспринимать в сжатые сроки, в одном «пакете».
Самым важным событием в жизни «Геликон-оперы» за последние сезоны гости дружно называют совместную работу с патриархом мировой музыки Геннадием Рождественским над первой постановкой в России сатирической фантасмагории чешского классика Яначека «Средство Макропулоса» по Чапеку. Сошлись с великим дирижером в том, что одинаково не любят стояние артистов на сцене «с открытым ртом» и предпочитают динамику, экшн.
Познакомившись с Ярославским губернаторским оркестром, солисты «Геликон-оперы» сделали для себя приятное открытие: руководит им ученик Рождественского Мурад Аннамамедов. Буквально за пару репетиций и за несколько антрактов с «интермедиями» в кабинете главного дирижера за чашкой кофе, когда маэстро под настроение со вкусом солировал и лицедействовал, пропевая интонации персонажей «Дона Паскуале», москвичи и ярославцы успели найти общий язык.
Зрители же не жалели ладоней, приветствуя под занавес ярославской премьеры «Дона Паскуале» их творческое содружество, возникшее под звездой великого Собинова.