Фландрия, Брюссель, середина XVII века. Картина Гиллиса ван Тильборха – «редкая птица» в волжском городе. Не одиноко ли ей среди купеческих портретов местной коллекции или рядом с нынешними картинами? Впрочем, назвал же когда-то Борис Пильняк Углич «городом – русским Брюгге...», что почти там же. Картин этого мастера в России совсем немного – по одной в Эрмитаже и Владимире, ну и у нас, в Угличе. Множество других хранятся в музеях Европы и Америки.
Гиллис ван Тильборх родился и жил в Брюсселе, писал в духе голландской школы. Младший современник Рембрандта был главой гильдии Святого Луки и хранителем городской галереи, может, потому в его композициях используются картины других мастеров.
На полотне перед нами разомкнут круг семьи – все оставили свои давние брюссельские дела, смотрят спокойно сквозь толщу веков на современного зрителя, ждут... Позади фигур на стенах изображены плотно сдвинутые рамы. Пейзажи и жанровые сцены, всемирно известные тюльпаны, военный лагерь... Долгая война против испанского владычества позади, и еще не залечены раны, но главное другое – чувство вновь обретенного счастья. Семья снова вместе, у домашнего очага друзья и дети, вернулось время музыки и живописи. Имена этих людей скрыты в прошлом, как и история картины. Известно только, что в XIX веке портрет попал в коллекцию знаменитого московского парфюмера Анри Брокара.
...Однажды по дороге в Париж он написал жене: «Выезжая из России за границу, переживаешь ощущение, будто снял с себя грязную сорочку и надел чистую...» Кажется, он хотел это исправить... В 1870-е годы его фирма становится ведущей в производстве дешевых косметических товаров – мыла, помады для волос, душистого масла. Позднее он поднес великой княгине Марии Александровне цветы из воска с отдушкой и стал поставщиком Двора. Рецепты этого парфюмера живут в продукции фабрики «Новая заря» и по сей день.
Медь с деревенских ярмарок и серебро за флаконы духов шли на покупку картин – к концу века коллекцию Анри Брокара сравнивали с собранием Эрмитажа. Жаль только, что она не стала единым музеем, как Третьяковка. После революции картины рассеялись по всему миру.
В Углич полотно кисти Гиллиса ван Тильборха из коллекции Анри Брокара попало в 1934 году из музея изобразительных искусств. Его вместе с двумя другими обменяли на портрет жены фельдмаршала Кутузова работы Виже-Лебрен. Но к тому времени, как состоялся обмен, музей уже был краеведческим, «старые мастера» на долгие годы ушли в тень его фондов. В 80-х годах «Семейство художника» было взято почти из небытия в Москву коллекционером Савелием Ямщиковым. Прилагаемый к полотну реставрационный паспорт звучал как приговор: «Сохранность авторского холста плохая: общее провисание и деформация... следы плесени, потеки... разрывы холста... утраты красочного слоя и грунта...» Однако трудами реставратора Галины Ерховой картину удалось возродить к жизни.
Именно эти составляющие, разбросанные в веках, – талант художника, азарт коллекционера, терпение реставратора – стали сквозной темой выставки одной картины. Дать полотну «привычную», в духе ее века, раму и вообще воплотить проект помогают угличские предприниматели. Кто знает, может, эти совместные хлопоты вокруг одной картины с такой необычной судьбой помогут сформироваться благородному кругу друзей музея, как принято где-нибудь в Париже или Петербурге.
//Светлана КИСТЕНЕВА, искусствовед.