Сюжет комедии «Синтезатор любви», поставленной Леонидом Хейфецем по пьесе англичанина Алана Эйкборна, весьма занятен. Композитор Джером (в исполнении актера Анатолия Лобоцкого, известного зрителям по фильму «Зависть богов») пытается написать гениальную музыку, синтезируя звуки реальной жизни. Для этого по всему дому у него натыканы подслушивающие устройства – в гостиной, на кухне, в спальне. Из записанных разговоров, криков и стонов он и хочет создать свою «мелодию любви».
Живые люди интересуют героя только как материал. Но, чтобы бывшая жена разрешила встречаться с дочерью, ему необходимо создать иллюзию семейного благополучия. Нанятая им актриса Зоя (Татьяна Аугшкап) – живая женщина с запредельными эмоциями в каком-то просто концентрированном виде – на роль спутницы жизни не подходит. Зато робот Нан (роль по очереди исполняют Аугшкап и Ольга Прокофьева) – на редкость идеальная женщина, воплощение мечты для неудачников. Никаких лишних вопросов, ни, упаси бог, выяснений отношений. Только «да, дорогой», «хорошо, дорогой». Даже любимое чадо главных героев (Екатерина Стулова) – этакое создание унисекс, агрессивное, не имеющее признаков пола, но считающее себя мальчиком, – говорит, что робот лучше собственных родителей.
Для комедии спектакль, безусловно, затянут и утомляет нравоучительными сентенциями на тему «Почему люди все же лучше роботов». Для Хейфеца, известного тонким и умным прочтением классики, тема пьесы Эйкборна оказалась явно мелкой. Психологизма и философской глубины в ней – минут на десять. Так что временами становилось скучно («Это что, комедия?» – поинтересовался у своей спутницы один зритель где-то на пятнадцатой минуте спектакля). Зато тема «кассовая» и легко прочитывается зрителем: никакие сверхтехнологии не избавят людей от одиночества, ни один синтезатор в мире не создаст ничего гениального. Все верно. И очень банально.
Среди достоинств постановки – несомненно, стильные декорации и изобретательные костюмы. Исполнительницы роли робота Нан – и Татьяна Аугшкап, и Ольга Прокофьева – заслуживают самых восторженных эпитетов, чего нельзя сказать об игре Лобоцкого. Изображаемые им поиски гения утомляют некоторым занудством и суетностью. Так и непонятно – он все-таки гений или идиот? Актрисы же, увешанные гирляндами лампочек (переливающихся в моменты нестыковок в «извилинах» машины), с механическими сочленениями на месте суставов и лицами-масками фактически всю комедийную линию спектакля тянут на себе. Их пластика даже заставляет вначале усомниться, что перед нами не тряпичные куклы, а живые люди. В конце же спектакля Нан и вовсе вызывает сочувствие, когда, натыкаясь на предметы, бродит в полутемном доме, как чеховский всеми забытый Фирс. Запускается программа отключения, сообщает она. Женщина-робот стала не нужна – от нее можно избавиться.
И почему, в самом деле, считается, что люди лучше машин?