Сию старую, как само искусство лицедейства, но ничуть не устаревшую историю завтра, в день открытия XVII Собиновского фестиваля, сыграет и споет нам Ярославская филармония. Но обо всем по порядку.
«Превосходным оказался тенор Собинов... Голос его отличается чистейшим ровным и подкупающим тембром, голос редкий и ценный, которым он модулирует и управляет с законченным мастерством, интеллигентностью и со вкусом». Так писала итальянская пресса о дебюте тридцатидвухлетнего русского певца Леонида Собинова на сцене театра «Ла Скала» в опере-буфф легендарного мастера бельканто Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале».
Произошло это сто лет назад, поздней осенью 1904 года. За три месяца контракта с миланским театром дебютант спел партию Эрнесто в этой опере четырнадцать раз, что определенно означало: к молодому певцу из Москвы пришла мировая слава.
В концертном зале имени великого артиста на его родине зазвучат завтра зажигательные мелодии оперы «Дон Паскуале», чью музыку один из биографов автора назвал «слишком красивой, чтобы быть комической».
Этот веселый романтик, мелодист от Бога, сочинял сердцем – с такой же легкостью, с какой в урочный час распускаются цветы. На клавир предпоследней своей оперы – по счету семьдесят третьей! – на искусно подновленный не без участия самого Доницетти вечный сюжет «комедии масок» (с престарелым толстосумом Панталоне, задумавшим жениться на юной Коломбине) композитор потратил всего... одиннадцать дней. Известный своей щепетильностью в выполнении обязательств и контрактов музыкант на сей раз был настолько смущен соб-ственной удачливостью, что вынужден был попросить близких держать это в секрете, дабы не подумали, что сочинение написано наспех.
«Дон Паскуале» прозвучит в концертном исполнении. Партнером молодых певцов московской «Геликон-оперы» Николая Галина (Дон Паскуале), заслуженного артиста РФ Анатолия Пономарева (Эрнесто), Ольги Орловской (Норина) и Олеся Парицкого (доктор Малатеста) станет никогда не игравший эту музыку губернаторский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова.
То будет первое знаком-ство ярославцев у себя дома с театром, чью популярность великий дирижер Геннадий Рождественский, не вдаваясь в подробности, объяснил так: «Люди делают свое дело хорошо, потому их идут смотреть и слушать».
Опера-буфф Доницетти в театре «Геликон-опера», можно сказать, у себя дома. Полтора десятилетия назад на свет появился он буквально на студенческой скамье – птенец выпорхнул из яйца, коим стал выпускной курс профессора Георгия Ансимова в ГИТИСе. В первых постановках нового театра да и позже критики усматривали «налет студенческого капу-ст-ника».
Основатель «Геликон-оперы» и его лидер Дмитрий Бертман и сегодня любит всяческие подначки на грани фола против оперных благоглупостей, даже если берется за классику. В самой кичевой его постановке – «Золотом петушке» Римского-Корсакова царь, говорят, подозрительно похож на руководителя думской фракции КПРФ...
Кроме шедевра Доницетти в афише фестиваля-2004, организованного филармонией при партнерском участии дирекции концертных программ Министерства культуры РФ и спонсорской поддержке компании «Де Бирс», – концерт в ближайшую среду с муниципальным оркестром «Струны Руси» выдающегося тенора Зураба Соткилавы.
В тот же день в Угличе и на следующий в Рыбинске – концертное исполнение москов-скими певцами, лауреатами международных конкурсов Александром Захаровым, Сергеем Полянским и Натальей Поповой, хоровой капеллой «Ярославия» в сопровождении оркестра Аннамамедова оперы «Руслан и Людмила» – к концу идет объявленный ЮНЕСКО год Глинки.
Завершение Собиновского фестиваля и сезона 60-летия Ярославского симфонического оркестра тоже обещает быть звездным. Со своим авторским вечером на родину Собинова впервые едет коллега Доницетти, классик современной музыки Родион Щедрин.