Родом Светлана Михайловна из Иванова. Семья была музыкальная, творческая – мама окончила музучилище, отец был контрабасистом.
После замужества Светлана Михайловна переехала в Ярославль, на родину мужа, родила сына. «С этого момента начинается моя настоящая жизнь», – коротко комментирует она. Речь о продолжении карьеры балерины уже не шла – танцевать в Ярославле было просто негде. Но С. М. Варзанова не такой человек, чтобы предаваться унынию, роптать на судьбу. Она пошла преподавать. Первым местом работы стал танцевальный коллектив при культбазе моторного завода (в те годы строительство дворца было только в проекте). А безымянный танцевальный коллектив вскоре обрел громкое имя (и не менее громкую славу!) «Волжанка». Когда открылось культпросветучилище, ныне – училище культуры, деятельного, инициативного молодого хореографа сразу пригласили в штат.
...Вскоре в жизнь Светланы Варзановой «ворвался» театр. Перефразируя знаменитые слова русского актера Михаила Щепкина, Светлана Михайловна не устает повторять: «Фирсу, Фирсу, Фирсу всем мы обязаны!» Ярославская театральная школа связана с именем этого выдающегося режиссера – Фирса Шишигина. По словам С. М. Варзановой, «он воспитывал не просто профессиональных актеров, но и деятелей театра». Именно Фирс Ефимович пригласил молодого хореографа в созданное его чаяниями театральное училище. Тогда же начался ее долгий, страстный роман с театром, который длится и по сей день.
Светлана Михайловна до сих пор с теплотой вспоминает свой первый спектакль. Режиссер Юрий Коршун работал над постановкой «Мятеж неизвестных» по пьесе Боровика. В спектакле были заняты звезды первой величины – Тихонов, Белов, Лидия Макарова-Шишигина (жена Фирса), Феликс Раздьяконов. Действие пьесы происходит на Кубе.
– Одним из танцевальных номеров, который мне предстояло поставить, был рок-н-ролл. Это в 62-м году! В Ярославле, если и слышали о существовании такого «буржуазного» танца, то только понаслышке. Это сейчас все эти поддержки, перевороты и прочие па воспринимаются как должное, а тогда... Репетиции близились к завершению, подошел самый ответственный момент – сдача спектакля худсовету. В те годы новые работы театра сначала оценивали руководящие работники, и не по одному разу. Накануне сдачи ко мне подошел режиссер и с явной заминкой предложил убрать рок-н-ролл из спектакля: «Партийные товарищи могут нас неправильно понять...» Но я была молодая, дерзкая, поэтому категорически воспротивилась. И Феликс Раздьяконов меня поддержал: «Что я, зря столько времени мучился, разучивая этот танец?» Короче, оставили все как есть. А в зале между тем сидел сам Федор Лощенков. Когда актеры принялись отплясывать рок-н-ролл, у приемной комиссии просто челюсти отвисли! Однако непривычный танец так мастерски вписался в канву спектакля, что его утвердили. И впоследствии все время, пока этот спектакль был в репертуаре театра, после нашего рок-н-ролла неизменно взрывались аплодисменты.
Светлана Михайловна – плоть от плоти, кровь от крови человек театра. Воспитанная Фирсом Шишигиным, она восприняла от него главный прин-цип – беззаветно служить своему делу.
– На первом месте у человека искусства должны быть творчество, дело. А когда во главу угла встают деньги, творец на этом умирает и рождается делец от культуры. Это мой принцип жизни, и я не изменяла ему никогда.
Светлана Михайловна не устает благодарить судьбу и свою счастливую звезду, которая ведет ее по жизни. Она никогда не занималась подсчетами, над сколькими спектаклями ей довелось поработать. А между тем в области нет ни одного театра, который не приглашал бы заслуженного хореографа на постановки. Ее никогда не интересовало понятие «сколько», так как главным оставался принцип «как». Как добиться максимального эффекта, как вписать то или иное движение в лексику спектакля, как научить актеров делать то, что умеет она сама... Даже сейчас, в юбилейные дни, наполненные бесконечными поздравлениями, голова ее полна новых задумок – в Волковском театре начались репетиции спектакля «Аленький цветочек».