Колбасы и копчености с маркой «ЯМК» были желанны в северном Архангельске и на Вологодчине, в Иванове и Костроме, без ярославских мясных деликатесов немыслим был любой праздничный стол. Еще живы воспоминания, когда за родной колбасой приходилось ездить в столицу, куда отправлялась продукция ЯМК. Казалось, такое прочное, как китайская стена, положение неподвластно меняющейся ситуации. Однако время внесло коррективы, и пока огромный «пароход»-комбинат тяжело разворачивался «по курсу», юркие и маневренные «катерки»-конкуренты обогнали великана на рыночной волне.
И только большой запас прочности помог устоять мясокомбинату в эти непростые годы. Сегодня, когда у штурвала крепко стоит новая команда менеджеров, современная и динамичная, можно сказать: марка «ЯМК» была, есть и будет желанной и востребованной. В этом уверены и акционеры ОАО, и руководство предприятия, и его коллектив. О том, какие шаги предпринимаются для стабилизации положения, рассказывает генеральный директор акционерного общества Максим ГУТОП.
– Максим Рудольфович, без анализа ошибок, которые были допущены прежним руководством, вперед двигаться сложно. Почему все-таки, на ваш взгляд, позиции предприятия были несколько потеснены?
– Одна из главных причин – это то, что в свое время были потеряны связи с поставщиками натурального сырья из Ярославской области. Этому способствовал тот факт, что у российских производителей цена на мясо была выше, чем на ввозимое сырье. Однако переход на импортное мясо нельзя назвать дальновидным: во-первых, технология предприятия изначально предполагает использование именно свежего мяса, это основа качества нашей продукции. Во-вторых, были испорчены отношения с постоянными поставщиками – совхозами, колхозами, СПК. И, в-третьих, использование внушительного процента импортного сырья не могло не сказаться на вкусе продукции, что сразу же заметили постоянные потребители.
Второй просчет заключался в том, что был достаточно консервативный подход к вопросам реализации продукции. Жесткая схема отношений хорошо работала в то время, когда мясокомбинат был единственным предприятием, монополистом, но сегодня магазины имеют возможность выбирать более гибкого поставщика, который прислушивается к мнению заказчика и реагирует на его проблемы.
Были в схеме сбыта и чисто технические недоработки, которые мы устранили в первую очередь.
Однако и сегодня Ярославский мясокомбинат – это крупное предприятие с хорошей материально-технической базой, которое может и должно вернуть лидирующее положение. И мы знаем, как это сделать.
– Конечно, за два-три месяца кардинально изменить ситуацию невозможно, однако что уже сделано и что планируется сделать для увеличения выпуска продукции?
– Программа первоочередных мероприятий будет работать по всем основным направлениям деятельности предприятия. Прежде всего это восстановление доверия со стороны поставщиков мяса, поскольку без обеспечения производства качественным свежим сырьем нельзя говорить о возрождении торговой марки. Затем, естественно, – работа с ассортиментом. Налаживание удобной для покупателей схемы отгрузки продукции мы тоже определили как первоочередную задачу. Перечисленные шаги можно назвать своеобразной «скорой помощью» предприятию, а уже затем начнется второй, стратегический этап развития.
Одновременно нам приходится ломать психологические барьеры, которые были выстроены за предыдущие годы с партнерами – поставщиками сырья и сбытовиками. Наша задача – поставить партнерские отношения на уровень взаимного доверия. И мы готовы доказать, что пришла профессиональная команда, которая умеет работать и которая готова к сотрудничеству, к нормальным гибким решениям.
И хотя срок действительно прошел пока небольшой, есть о чем сказать.
Достаточно энергично пришлось поработать, чтобы сдвинуть с «мертвой точки» сырьевой вопрос. Единственный путь – через создание крепких договорных отношений с поставщиками натурального мяса из нашего региона. Правда, ситуация достаточно сложная, и не только у нас, а в целом по стране. Российского мяса просто не хватает, вопрос с квотами для импортного сырья не решен, и переработчики сегодня оказались заложниками в этой схеме. Конечно, производители сырья сегодня диктуют цены, и они растут просто стремительно. Достаточно сказать, что в России закупочная цена на свинину выросла с середины августа почти на 30 процентов.
Однако и в этой непростой ситуации мы стараемся сделать все возможное. Нам удалось наладить партнерские отношения с основными хозяйствами Ярославской и соседних областей, уже заключены основные договоры. Сегодня мы стараемся восстановить доброе имя мясокомбината, вернуть доверие со стороны поставщиков, понимая при этом, что для достижения цели нам придется где-то, может быть, и платить больше, где-то самим кредитовать. Кстати, мы уже кредитуем одно из хозяйств области – СПК «Чебаково», где сейчас откармливают скот для зимних поставок. Решаем вопрос по предоплатам, чтобы хозяйствам было интересно сдавать скот именно сюда. Отвечаем и по старым накопленным долгам поставщикам. Стараемся идти навстречу колхозникам в решении их проблем, чтобы они повернулись к нам лицом. Мы готовы рассматривать таким образом всю партнерскую программу работы.
Мы настроены работать именно с ярославскими поставщиками мяса, и причин тому много. Поддержать своего, родного производителя – это нормальный дальновидный подход.
Надо сказать, что и производителям сырья, особенно местным, гораздо интереснее и выгоднее работать с крупным предприятием, которое находится здесь, в городе. В любом случае Ярославский мясокомбинат – объект очень серьезный, стратегический, с большими основными фондами, что гарантирует расчеты.
Пересмотрев сбытовую программу, в первую очередь мы поменяли схему отгрузки. Сейчас магазины получают продукцию с утра, как им удобнее для работы. Выписка документов происходит одновременно с отгрузкой, что значительно экономит время наших клиентов. Стараемся выдавать весь имеющийся ассортимент. В ближайшее время планируем встречу с директорами магазинов, чтобы обсудить все стороны сотрудничества.
Кстати, хочу отметить, что в ситуации повышения цен на мясопродукты всеми российскими производителями наше предприятие не меняло цены до самого последнего момента, потому что мы помним о своих потребителях и уважаем их интересы.
– Рассматривается ли вопрос о техническом переоснащении производства?
– На недавно состоявшейся московской ежегодной выставке «Агропродмаш-2004», где собираются все крупные мясопереработчики, производители оборудования, поставщики специй, добавок и оболочек, мы завязали интересные контакты, наметили ряд встреч с производителями оборудования. Но это – вопросы долгосрочные, на их решение потребуется время. К тому же надо сказать, что на этой выставке мы лишний раз убедились: производство продукции на нашем комбинате находится на достаточно высоком технологическом уровне.
– Коллектив комбината, за плечами которого вековая история, ценит свои традиции. Как вы относитесь к их продолжению?
– Новая команда ничего не собирается менять, мы поддерживаем сложившиеся в коллективе традиции, работаем в этом направлении совместно с профсоюзным комитетом. Недавно, например, я выступал перед ветеранами производства, пенсионерами, которые собрались на День пожилого человека, и было очень приятно услышать от них слова поддержки. Люди прекрасно понимают сложность ситуации, в которую попал комбинат. Они совершенно реально к этому относятся, и главное их пожелание – чтобы мясокомбинат возвратил те позиции, которые он занимал в их бытность.
– Какими деликатесными новинками порадуете в ближайшее время?
– О новинках говорить, я думаю, рано, а вот старый любимый и востребованный ассортимент деликатесной продукции стараемся поставлять к столу горожан наиболее полно. Этот вопрос на постоянном контроле. Деликатесы марки «ЯМК», которые производятся только из натурального свежего мяса, всегда отличались высоким качеством. Без преувеличения можно сказать, что здесь мы были вне конкуренции. Впрочем, эти позиции мы и не намерены уступать. А о новинках давайте поговорим чуть позже, хорошо? Будут у марки «ЯМК» и новинки, будут возрождаться и старые добротные рецептуры – недаром комбинату уже 107 лет! Мало кто еще может сказать о вековых традициях изготовления колбас и мясных деликатесов...
– Максим Рудольфович, что вы можете сказать о различных новомодных синтетических наполнителях, которые столь популярны у производителей колбасных изделий?
– На столичной выставке – я о ней уже рассказывал – довелось попробовать колбасу, которая изготавливается вообще без мяса. (Улыбается). Я вам точно и ответственно скажу: наш продукт делается из настоящего мяса!
//Беседовала Ольга БЕГУНОВА.