Петербуржец Валерий Вальран пишет натюрморты с селедкой (килькой, скумбрией и др.) уже лет тридцать. И эта модель до сих пор ему не приелась. В прямом смысле этого слова: увековечив очередного представителя морских глубин на холсте, Вальран с не меньшим удовольствием свою модель... съедает. Рыба же – как для живописи, так и для еды – выбирается не абы какая, а красивая. Достойные кисти рыбные красотки, по утверждению Вальрана, в настоящий момент водятся на Петроградской стороне.
Впрочем, интересует петербуржца не только рыбная тематика:
– С 1987 года я разрабатываю натюрморты, используя те предметы, которые в различных культурах выполняли символические, мифологические и религиозные функции. В конечном итоге сложился довольно короткий их перечень: бутылка, стакан, яблоко, яйцо, хлеб, рыба.
В галерею современного искусства «Алле’Я» Валерий Вальран привез проект «Простой натюрморт», состоящий из двадцати работ. Ярославские любители актуального искусства впервые познакомились с творчеством художника несколько лет назад. Вальран тогда представлял проект «КилькАрт», посвященный многообразию внекулинарной жизни кильки.
Нынешний визит, так же как и первый, проходит в рамках долгоиграющего художественного проекта «Петербург – Ярославль – Петербург», отметившего в этом году свое пятилетие (даст бог – не последнее). «Родителями» этого проекта являются искусствовед Ирина Реховских (с ярослав-ской стороны) и Валерий Вальран собственной персоной, яркий представитель петербургской городской культуры.
Названия работ в новом проекте художника полностью соответствуют изображенному на холстах: «Кусочек белого хлеба», «Кусочек черного хлеба», «Семь яиц», «Маша» (скумбрия), «Даша» (не путать с Машей).
Предметы написаны очень подробно, почти с фотографической точностью. Но реалистичными холсты Вальрана вряд ли назовешь. Художник сам сомневается в стилевой при-надлежности своих натюрмортов. «В них перемешаны, – считает он, – метафизика, сюрреализм, примитивизм, минимализм». Искусствовед Александр Секацкий полагает, что Вальран «пытается исследовать пределы одиночества вещей. И это исследование странным образом оборачивается уроком достоинства: наука простых натюрмортов учит преодолевать тесноту мира».
Ощущения от встречи с «Простым натюрмортом» Вальрана неоднозначны. Скорее всего, их можно обозначить как «шел в комнату, попал в другую». Вместо ожидаемого прикола, забавы и драйва, испытанных при знакомстве с вальрановским «КилькАртом», – невольное смущение, на которое толкают материализованные предметы Вальрана. Нарисованные им яблоки, рыба и кусочки хлеба столь самодостаточны, что заставляют с собой считаться, предполагают диалог «на равных» независимо от того, хочешь ты этого или нет.
Живопись Вальрана необычна, она требует к себе иного подхода, нежели «Девятый вал» Айвазовского или «Три медведя» Шишкина (при всем моем уважении к классикам).
До нее, если хотите, надо дорасти, как до геометрических фигур, изображенных Малевичем.
Отвечая на вопрос, насколько востребовано его творчество в материальном смысле (продаются ли картины, проще говоря), художник был лаконичен: «Все мои покупатели – оттуда». Однако заработанные «там» деньги художник и психолог (кандидат наук, между прочим) Валерий Вальран предпочитает превращать в новые художественные проекты все-таки «здесь».