Открывает фестиваль Сверд-ловский государ-ственный академический театр музыкальной комедии, хорошо знакомый ярославцам. Этот коллектив не раз гастролировал в Ярославле в пору пика своей славы.
Свердловский театр музкомедии недаром называли ссыльным – в нем работали актеры и режиссеры, чье присутствие западнее Свердловска было властям нежелательно. А у истоков театра стоял знаменитый актер Георгий Кугушев — потомок князей Кугушевых, известных в XIX веке комедиографов. Спектакли шли при битком набитом зале. Красота и щедрость музыки, феерические диалоги и танцы, богатство и многоцветье костюмов давали зрителям возможность забыть о материальной скудости и бытовых проб-лемах. Дивная музыка Кальмана и Легара, безукоризненное чувство ритма, легкость и изящество в танце, юмор и музыкальность вселяли в сердца силу и надежду.
Позднее театр возглавил Владимир Курочкин, создавший потрясающую творческую атмосферу. Именно при нем Свердловская музкомедия приобрела репутацию «театра-лаборатории звезд музыкальной сцены».
Последние двадцать лет главным режиссером театра является Кирилл Стрежнев, фигура столь же легендарная, как и его предшественники. Стрежнев сохранил ведущие позиции театра. Налицо и опыты переосмысления классики, и попытки выйти за пределы привычных комедийных схем, и, наоборот, стремление вернуть на сцену спектакли, воспоминания о которых живы в памяти старшего поколения исполнителей и зрителей, – «Бабий бунт» Е. Птичкина.
Ярославцы в день открытия фестиваля увидят спектакль «Парк советского периода» (с подзаголовком «Романтическая прогулка во Времени под музыку советских композиторов»). Для этого спектакля было сшито около 200 костюмов. Театр обратился с просьбой к жителям города принести сохранившуюся одежду, шляпы, сумочки, шали периода 30 – 60-х годов, шинели, погоны, обувь. Отклик был колоссальный, театр даже не ожидал, что столько народу откликнется на просьбу. Опасения, что советское прошлое сегодня зрителю неинтересно, не оправдались! Все первые спектакли прошли с небывалыми аншлагами.
Музыкальная основа спектакля – фрагменты советских оперетт Дунаевского, Милютина, Стрельникова, популярные песни прошлых лет от Утесова и Шульженко до первых ВИА. «Парк» – это спектакль об истории нашей страны, человеческих судьбах. В парке кипит жизнь, звучат песни, назначают свидания, ссорятся и мирятся, влюбляются, провожают на фронт и встречают с войны.
Театр «Русский балет» – еще один лауреат премии имени Волкова – покажет спектакль «Жизель» в день закрытия фестиваля. Руководит этим коллективом известнейший солист Большого театра 1960 – 1980-х годов Вячеслав Гордеев, участник всех триумфов труппы, танцевавший весь огромный его репертуар.
Груз ответственности, который лежит на руководителе театра, Гордеев понимает в первую очередь как долг перед национальной традицией и историей искусства. Он стал одним из первых театральных новаторов в нашей стране. Еще в начале 80-х, оставив Большой театр, Гордеев начал новый театральный проект – «Русский балет».
– Поначалу наша труппа состояла всего из шестнадцати человек, и мы танцевали в основном дивертисментные прог-раммы, – вспоминает Вяче-слав Гордеев. – Но уже через три года у нас было сорок артистов, и этого оказалось достаточно, чтобы создавать такие «полнометражные» балеты, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Коппелия», «Щелкунчик», «Дон-Кихот» и самый грандиозный балетный спектакль «Спящая красавица», который не каждая даже большая труппа имеет в своем репертуаре.
Эта работа получила приз Ассоциации западноевропейских импресарио, которая назвала труппу Гордеева лучшим балетным коллективом Европы.
В этом году лауреатом премии имени Федора Волкова стал также актер Самарского академического театра драмы имени М. Горького, заслуженный артист России Александр Амелин. Он уже знаком ярославцам. Его яркого Маслобоева мы видели в «Униженных и оскорбленных» Достоевского, спектакле, который самарцы показывали на Волковском фестивале-2002.
Амелин был приглашен в Самарский театр драмы после окончания Московского театрального училища имени Щепкина. Прекрасные природные данные – высокий рост, стать, бурный темперамент в сочетании с удивительной легкостью и стремительностью движений – создали ему положение первого актера театра. Играет он много, разнообразно и щедро. От сложной драматической роли легко выходит к гротесково-пародийной, и с каждым таким размахом расширяются рамки его диапазона.
На Волковской сцене Амелин сыграет Сальери в пьесе Питера Шеффера «Амадеус» и цензора Мацуо Сакисака в спектакле «Академия смеха» Коки Митани. Обе работы – бесспорные удачи актера.