четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 05 сентября 2006

Суррогатное НТВ, или Вторая правда

В субботу в «Новостях» прошла новость о том, что в центральных областях России – эпидемия отравлений суррогатным алкоголем. Паленой водкой. Интересная весть для нашего пламенного борца с импортными винами г­на Онищенки... А параллельно на канале НТВ шла реклама, анонсировалось новое ток­шоу «Две правды» (всегда казалось, что правда все­таки одна!).

автор Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ

 

Почему­то именно отсюда, от новейших винных суррогатов и релятивистских шоу, захотелось еще раз вернуться к одному из самых грустных сюжетов в истории постсоветского телевидения. К истории о взлете и крушении того НТВ, от которого ныне не осталось и следа.

Чем был НТВ эпохи Владимира Гусинского, многие еще помнят. Телеканалом экстра­класса. Созвездием звезд. Самым действенным инструментом «четвертой власти» (ликвидированной в России «за ненадобностью»).

Чем он стал, некоторые видят (некоторые из прежних зрителей, кто еще сохранил интерес к имеющему быть телемутанту). Криминал и скандалы – самые рейтинговые проекты канала. «Чистосердечное признание» и обзор происшествий за неделю привлекали более 30 процентов аудитории. Таких показателей по стране не собирал ни один проект за последние несколько лет.

На НТВ любопытствующим рассказали обо всех профессиях криминального мира, здесь тщательно детализировали психофизиологические отклонения (фильм о людо­едах), демонстрировали в прайм­тайме детей­калек, взрослых­уродов, полудохлых животных – без боязни упреков в аморализме.

Кого­то это оттолкнуло. Какой­то зритель с канала ушел. «Криминализация» НТВ оттолкнула от канала женскую аудиторию, статусную культурную публику.

Но прагматикам с НТВ удалось другое. Они создали по сути новое социальное явление. В прошлом своем обзоре я говорил о позитивном социальном проекте Акопова – АМЕДИА. Можно сказать, что на НТВ тоже реализован общественный проект: в минувшем сезоне сформирован новый тип зрителя, предпочитающий телевидение трэша. Те, кто сейчас смотрит НТВ, подсели на эту иглу, им нужен, судя по всему, этот наркотик: зашкаливающий объем криминала в эфире и исключительно жесткие сериальные детективы и боевики в прайм­тайме... Кстати, аудитория НТВ выросла за сезон на один процент. Среди каналов­лидеров это весьма заметный результат.

Новому НТВ не нужны старые профессионалы. Потому что они – профессионалы не в том роде и жанре, который тут востребован. Давно уже нет здесь Евгения Киселева, Леонида Парфенова, Виктора Шендеровича, Владимира Кара­Мурзы, Михаила Осокина, Светланы Сорокиной... За кадром Татьяна Миткова. А недавно стало известно, что в преддверии нового телесезона НТВ покидают журналисты, которые еще недавно были лицом канала. Эта потеря касается в первую очередь новостного вещания, качество которого всегда было предметом особой гордости на НТВ. Ушли трое из четырех ведущих прайм­таймовой передачи «Сегодня». Все они – журналисты нового поколения, которым нет тридцати.

Наконец, с НТВ ушел и один из пионеров канала – ведущий программы «Растительная жизнь» Павел Лобков. Раньше Лобков работал в лучших, можно сказать, классических информационно­аналитических программах с общественно­политическим уклоном – «Намедни» и «Итоги».

Тенденция налицо: постепенно канал дрейфует в сторону все большего обезличивания. Новый НТВ живет без лица, превращаясь в кнопку на пульте.

Стоит также заметить, что и содержание новостей, и их подача претерпели разительную перемену. Прежние новости НТВ были все­таки самыми объективными на ТВ, их было много, и они были разные. Кроме того, на канале сложился стиль подачи новости, который предполагал, что авторитетный ведущий новостной передачи так или иначе покажет свое участие в событиях, если не прямым комментарием, то взглядом, интонацией, жестом. На канале выходили не просто новости, а «Новости» с Митковой, «Новости» с Кара­Мурзой, «Итоги» Киселева, «Сегодня» с Михаилом Осокиным.

Не менее важно, что на НТВ теперь создается новый образ реальности. Журналисты НТВ посылают весьма определенный мессидж своей аудитории. Они говорят: мир страшен, жесток, беспощаден. Человек беззащитен. А иногда ужасен и преступен. Миром правят страсти и вожделения. Такова новая правда НТВ.

Западные социологи давно заметили: чем больше на телеэкране насилия, тем выше доверие аудитории ТВ к органам правопорядка, к властям. Казалось бы, парадокс. Но обывателю проще хоть во что­то верить и на кого­то полагаться. Ему удобнее согласиться с тем, что в борьбе с преступностью правоохранители вправе нарушать закон. Он всегда предпочтет ограничения свобод и зажим демократических процедур, если ему говорят, что это нужно для обеспечения безопасности.

...А куда ж деваются журналисты, уходящие с НТВ? А кто куда. Кто­то в вольном Киеве, кто­то на «Эхе Москвы», кто­то в «Новой газете» и «Континенте». Из последних потерь энтэвэшного экрана: Хреков просто останется на канале за кадром; Вацуева, по слухам, уехала в Чечню. Ведущая «Сегодня» Юлия Панкратова пропала из эфира в январе. Ей предложили вернуться к работе корреспондента информслужбы. В ответ ведущая взяла отпуск и уже 6 февраля появилась на Первом канале в качестве ведущей программы «Доброе утро».

Тенденция, однако. Оказывается, Первый канал решил, что кое­кого с НТВ можно, пожалуй, подобрать. Едва ли от хорошей жизни: выращивать собственные кадры на Первом получается неважно. А тут – готовые профи. Да еще и с положительной репутацией. И вот венец сюжета: с нового телесезона постоянным ведущим Первого канала станет Леонид Парфенов! Вести он будет музыкальное вечернее шоу. Причем без отрыва от работы главредом журнала «News­week».

Впрочем, аналитики, как всегда, недовольны. «Парфенов более интересен и известен как информационщик, – считает его коллега по руководству «Newsweek» Бершидский. – Однако информационщики нынешнему телевидению не нужны, а вот лица публичные – интересны». А музыкальный критик Артемий Троицкий полагает, что Парфенову не стоило принимать это предложение Первого. «Очевидно, что это не совсем то, что он хотел бы делать на телевидении, – размышляет он. – С другой стороны, это максимально возможный проект, в который его сейчас пустят. Не уверен, стоило ли подменять настоящего Парфенова Парфеновым гладко выбритым». Троицкий отмечает, что при всем профессионализме телеведущего у него нет знаний в современной музыке, а потому у него хорошо может получиться только проект о музыке 70 – 90­х годов. Судя по всему, Парфенов просто скучает по телеэфирам и хотел бы вернуться на телевидение.

Но на самом деле Троицкий с Бершидским не правы. Просто нужно идти дальше, видеть глубже. Ребята, вы послушайте меня, как пел великий париж­ский шансоньер Алеша Дмитриевич. Не трудоустроить ли нам аналогичным образом на Первом других старых теле­асов? Например, Киселеву поручить «Мир животных», а Шендеровичу – «Сельский час». Сорокиной же можно, пожалуй, доверить даже «Прожектор контрперестройки». И имидж канала попрет, как бамбук! Или как лопух.

Читайте также
  • 15.01.2013 Что стучится в дверь ко мне? Простите за банальное начало, но я всё-таки скажу, что жить на свете интересно. Каждый день приносит что-то новое и часто неожиданное. Но этого
  • 16.10.2007 Инвестигейторы и ньюсмейкеры Жертвы в Днепропетровске - убитые и раненые, разрушены подъезды, снесена крыша. Цены в России на продовольствие - депутаты проблему обсуждают, перекупщиков
  • 20.05.2005 Секреты лидерства в телевизионном эфире Переключая каналы своих телевизоров, мы, как правило, ищем программы, отвечающие нашим сиюминутным запросам, и не слишком задумываемся о том, передачи
  • 26.10.2004 Как на трибуне Мавзолея... Смотреть выпуски новостей в последнее время стало очень удобно в смысле экономии времени: посмотрел один, и остальные можно уже не включать. Впечатление,
  • 03.06.2004 «Намедни» закрыли. Парфенова уволили На телевидении более не будет Леонида Парфенова и передачи «Намедни». Канал НТВ, на котором журналист работал с 90­х годов, уволил Парфенова
  • 02.04.2004 Консерватор времен юбилей
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают