Современная музыка у нас в доме, в концертных залах (и не только в Ярославле, но и в музыкальной столице России – в Москве) звучит очень мало, в то время как только современный художник способен говорить на одном с нами языке, выражать сегодняшние чувства и мысли.
Один из наших гениальных современников – московский композитор Юрий Маркович Буцко (родился в 1938 году). Уже первые его произведения 60-х годов получили значительную известность, зарекомендовав автора как продолжателя традиций русской классики, прежде всего Мусоргского (моноопера «Записки сумасшедшего» по Гоголю, камерная опера «Белые ночи» по Достоевскому, вокальные циклы на стихи Блока и Ходасевича). Последующие произведения имеют отношение к так называемой новой волне в русской музыке (кантаты «Вечерок», «Свадебные песни», оратория «Сказание о Пугачевском бунте»). Более поздние основаны на закономерностях древнерусских церковных одноголосных распевов.
Последние два десятилетия Ю. Буцко отдает предпочтение крупной инструментальной форме: 13 симфоний, 6 симфоний-сюит, 5 концертов для солирующих инструментов с оркестром, камерно-инструментальные циклы. Им созданы также моноопера «Из писем художника» по письмам и воспоминаниям художника Константина Коровина и опера «Золотой треугольник» по повести Александра Чаянова.
С музыкой Юрия Буцко знакомы миллионы людей, поскольку он много пишет для театра и кино. В частности, им оформлены многие спектакли Юрия Любимова в Театре на Таганке, 13-серийный фильм «Хождение по мукам» по роману Алексея Толстого.
Беседую о музыке Буцко с известным ярославским музыкантом, дирижером В. А. Тришиным, создателем и руководителем камерного хора «Глас». Валерий Алексеевич знает музыку Буцко со времен учебы в вузе: педагоги Горьковской консерватории наперекор пафосной советской приверженности исключительно к русской классике смело погружали студентов в «пучину» современной музыки.
– Это был новый язык, который я никогда не слышал. Сначала было трудно, ничего не понимал. Стал разбираться – осознал, что был полным идиотом. Когда дошло, передо мной открылся другой мир. Испытать и понять такое еще в юности – для музыканта большая удача. Для меня музыка Юрия Буцко – русское откровение. В 1996 году мы исполняли в Ярославле «Полифонический концерт» для органа, фортепьяно, клавесина, челесты и мужского хора. Разучивая с хором партитуру, я неожиданно почувствовал, что могу спеть любую партию в этом произведении, в том числе инструментальную, что бывает далеко не всегда. Это удивительное свойство русской музыки, когда любой голос поется, – говорит В. А. Тришин.
В концертном зале областной филармонии ярославцы смогут присутствовать на редком и особенном событии – премьере нового произведения Юрия Буцко, законченного менее года назад, в декабре 2003-го. Это цикл из восьми частей, объединенных под названием «Большая органная тетрадь»: Прелюдия, Токката на тему службы панихиды «Помяни, Господи, души усопших раб твоих», Интерлюдия, Пастораль, Вечное движение, Пассакалия, Дифирамб, Постлюдия. Названия частей отсылают нас к разным стилям и музыкальным жанрам. Сугубо инструментальные, весьма древние жанры прелюдии, токкаты, пассакалии перемешаны с вокально-риторическим «дифирамбом», барочной забавой с «вечным движением», предромантической «пасторалью» и русской поминальной молитвой.
Премьера «Большой органной тетради» Юрия Буцко – настоящий праздник музыки для всех, кто считает себя поклонником короля инструментов – органа. Композитором мастерски использованы его богатейшие возможности – оркестровые и вокальные краски, регистры, всевозможные фактуры и динамические градации. И это – прекрасная музыка, чарующая красотой мелодий и бездной трагических гармоний и контрастов. Произведение посвящено заслуженной артистке России, лауреату премии имени Л. В. Собинова, солистке Ярославской филармонии Любови Шишхановой. В исполнении будет принимать участие лауреат международных органных и композиторских конкурсов, органист парижской церкви Успения Богородицы, профессор консерватории в г. Йерре Леонид Карев (Франция).
//Наталия КАРОВСКАЯ, музыковед, член Союза композиторов России.