Жанр фильма, который он сейчас заканчивает, зрительский успех гарантирует: есть там и элементы фантастики, и элементы детектива.
Картину можно было бы назвать «Камень на сердце». Она полна глубоко личных переживаний и рассказывает об истории, яркой жизни и безвременной кончине одного из памятников новейшей истории города – камня Дружбы.
Самое интересное, что значительная часть этой эпопеи при всей ее фантастичности по ходу событий запечатлена на пленке и таким образом является документальным свидетельством, без чего в подлинность случившегося поверить было бы трудно.
Не менее, если не более впечатляет то, что осталось за кадром и что Рэм Александрович восполняет собственным рассказом – как непосред-ственный участник.
Все началось в памятном 1991 году. В Ярославль приехал хор из города Бостона. Концерты «С новой песней вместе» проходили с большим успехом, были встречи и в неформальной обстановке. Одна из них – в башне у Рэма.
Проводив гостей, он остался на улице и вдруг увидел знакомую площадь какими-то новыми глазами. Прекрасный силуэт Волковского театра, неясную в вечерней мгле бронзовую фигуру первого русского актера, старую башню. И стенд, прикрывающий большую часть древней стены. Надпись гласила: «Искусство принадлежит народу», а тесное простран-ство за стендом давно использовалось народом как общественный туалет. В сумерках не было видно, но Рэм почув-ствовал, как его заливает краска стыда.
То ли под впечатлением волшебной силы искусства, то ли еще почему, но именно в тот вечер созрела решимость избавить любимую площадь от позорища и вообще облагородить. Рэм стал ходить по кабинетам, мобилизовал все свои связи, доказывая необходимость освободить площадь от стихийного нужника. И победил. Однажды ночью стенд наконец-то был низверг-нут.
Сооружение упало в двух шагах от маленькой елочки, она осталась целехонькой, и через несколько месяцев, а именно 8 января 1992 года, оказалась в центре новых событий в сквере у башни. Пленка запечатлела рождествен-скую ночь с праздником около этой елки: людей с зажженными свечами, священника и его слова, обращенные к собравшимся: о том, как важно быть внимательным ко всему, что нас окружает и прежде всего к человеку, который верх творения земного; о том, как бывают прекрасны его высокие помыслы и как важно им способствовать. В свете последующих событий слова эти звучат пророчески.
Рэм пригласил в башню архитекторов. В студии был вывешен ватманский лист – «Каким бы вы хотели видеть центр города Ярославля», на нем помещали мнения всех желающих, вырезки из ярославских газет. В результате сопоставления мнений специалистов и широкой публики, при активном участии заместителя главного архитектора города Владимира Ильича Гусакова родилась идея – установить в сквере у Знаменской башни камень Дружбы.
Долгое время найти подходящий не удавалось. Но однажды за городом, буквально из окна машины, Рэм увидел громадную глыбу недалеко от дороги. Чтобы поднять ее, погрузить и доставить, потребовалась целая операция с участием мощных механизмов и тяжелой техники. Кинокамера зафиксировала, как огромный камень на специальном прицепе с помощью трактора медленно движется по площади Волкова. Как его выгружают на пятачке у башни. Как рабочие укладывают под него камни поменьше и скрепляют раствором. Как за всем этим наблюдают прохожие.
Этот майский день 1992 года мог бы считаться историческим, но открытие памятника решено было приурочить к Дню города. Еще кадр. 26 мая того же года камнетес высекает на камне перечень городов-побратимов. Толпа людей вокруг, любопытствующие мальчишки. Молодая женщина высаживает цветы на газончике около. Кто-то из съемочной группы спрашивает:
– Как вас зовут?
– Марина.
– Вы кто? Учитесь, работаете?
– Я ярославна и все.
– Что вы тут затеяли?
– Решила присоединиться к хорошему начинанию.
Киношники тянутся с микрофоном к мужчине в толпе:
– Как вы ко всему этому относитесь?
– Замечательная идея. Символ дружбы, единения людей.
Официально новый памятник открывали 30 мая 1992 года. Звучит голос мэра Виктора Волончунаса:
– Сегодня у стен древней Знаменской башни, поддерживая начинание инициативных людей, горсовет и мэрия открывают камень Дружбы. Ярославль всегда стоял и стоит на перепутье дорог, был и остается связующим звеном между нашей страной и многими иностранными государствами. Этот камень означает, что есть города, с которыми мы дружим, есть люди, которые реально эту дружбу осуществляют. Чтобы это было памятно, и будет стоять этот знак.
Выходит немец с полиэтиленовым мешочком.
– Я собственноручно привез землю из города Касселя, чтобы положить ее в эту землю.
За ним американец.
– Я привез землю из Берлингтона.
В следующий День города, в мае 1993 года, таким же образом отметились посланцы английского Эксетера, французского Пуатье и прочих.
Новый памятник ярославцам понравился. Мы видим на экране жениха и невесту. Счаст-ливая пара фотографируется около камня и посылает в объектив воздушный поцелуй. Быстро подхватили новую тему народные частушечники и «Ярославские ребята»: «Рядом с башней вырос камень, символ дружбы–монолит...»
Казалось бы, всем хорошо – и городу, и людям. Но оказалось – не всем. В ночь на 27 апреля 1996 года камень таинст-венно исчез. Камера Рэма Юстинова, который пришел на работу рано утром, запечатлела разоренное место. На заднем плане валяется застекленный ящичек – один из тех, в которых хранилась земля городов-побратимов.
Как выяснилось позже, за ночь памятник переместился за чугунный забор, в бывший сад моторного завода. Там, вдали от людских глаз, он и провел последние девять лет. «В заключении», как говорит Рэм, снявший его сквозь решетку. Близко подойти не удалось: территория под охраной злющего пса.
Событие не осталось незамеченным. О нем писали местные газеты, виновников происшедшего пытались найти Рэм и его друзья. Безрезультатно.
Узнав о предстоящей реконструкции площади Волкова, Рэм решил вернуться к этой истории.
– Реконструкция не может начинаться со сноса памятников. Она должна начинаться с их восстановления.
Да, камень не имел официального статуса памятника. Он поистине народный, был поддержан властями и стал международным. Другого такого в городе не было и нет.
Если сносить, то почему бы не снести здание бывшей гостиницы «Ярославль» и не восстановить храм, стоявший на ее месте?
Рэма не смущает радикальность такого предложения. Он хочет подчеркнуть одно: на площади Волкова не должно быть, по его словам, «ни стриптиза, ни бани». Она должна под-держивать духовные ценности.
И еще одно: ему очень стыдно за свой город перед иностранцами. За наше пренебрежение к благородному порыву их иностранных душ. К широте русской души, сметающей все на своем пути – без зла, просто так, походя – они никогда не привыкнут. Для того же англичанина нарушение официального церемониала – святотатство.
Власти до сих пор никак не прокомментировали историю с камнем. Косвенное объяснение есть: мэрия не раз озвучивала намерение благоустроить сквер у башни. Но последнее время это ставят в зависимость с будущей реконструкцией площади, окончательного проекта которой еще нет.
Рэм считает, что без возвращения камня на место реконструкция невозможна. В случае необходимости его можно сдвинуть на полметра-метр. Но вернуть доверие граждан к силе общественной инициативы просто необходимо. Что касается иностранцев, то тогда можно будет сделать вид, что ничего не случилось.