Современные способы звукозаписи, казалось бы, навсегда вытеснили пластинку из музыкальной жизни. Но все-таки полностью заменить пластинку они так и не смогли. Директор единственного в Ярославле музыкального музея Л. В. Собинова Алла Аносовская полагает, что со старой пластинкой прощаться еще рано.
– Записи на CD-дисках, конечно, очень качественные и компактные. Но сейчас все больше приходят к пониманию того, что из них ушло что-то главное, дыхание жизни. Звук старой пластинки, с шипением, какими-то дефектами записей, все-таки полон теплоты. Вообще, эта пластинка несет в себе какую-то тайну. Ну а для музейного сотрудника это еще и документ истории, причем документ звучащий.
– Как вы считаете, что побудило человека искать пути записи звука?
– Когда речь заходит о певце, встает вопрос: как сохранить его голос. Сцена, успех, выступления – все это так мимолетно. Пройдет время, и голос певца непременно захотят вновь услышать, вспомнить. Проблема сохранения голоса была решена относительно недавно – немногим более ста лет назад. Это изобретение сразу появилось и у нас в стране. До сих пор ведется спор, когда были сделаны первые записи в России – в 1897, 1898 или в 1899 году? Это было великое изобретение, которое наряду с кинематографом буквально перевернуло мир и наше представление о нем.
– Когда звукозапись в России достигла высокого качества?
– В 50-х годах делали очень качественные записи. Но теперь их мало кто может прослушать. Старые системы ушли в прошлое, граммофоны и патефоны встретишь только в музеях, а современные музыкальные центры выпускаются уже без вертушек.
– Можно ли сегодня сказать, что пластинка становится исключительно музейным экспонатом?
– В музыкальном мире Запада идет возврат к этим старым формам. Новые пластинки – тяжелый винил – дают более высокое качество звукозаписи, но пока они очень дороги и многим просто недоступны.
– Алла Васильевна, как вы собрали коллекцию пластинок в доме-музее Л. В. Собинова?
– В начале собирательской деятельности мы брали все, что нам приносили. Теперь музей имеет свою концепцию формирования коллекции. В первую очередь мы берем пластинки Л. В. Собинова и певцов его времени.
– Музей Собинова мог бы стать своего рода клубом старой пластинки. Вы не думали о такой его функции?
– Собирая коллекцию пластинок, мы пришли к мысли, что у нас кроме музейного архива пластинок должен быть и рабочий фонд. Ведь выросло целое поколение, которое не знает, что такое пластинка, как она звучит. Нужно просто предлагать посетителям слушать старые пластинки на патефоне. Каждая из них – целая история. Вот, например, есть в коллекции музея пластинка 1942 года, выпущенная в Ленинграде. Это же огромная ценность! Ведь все пластинки того выпуска сразу отправили на фронт. Бойцы рассказывали, что слушали их, вспоминая мирную жизнь, под них выздоравливали в госпиталях, их очень берегли...