Художник А. А. Карих рассказал, что к юбилею Союз художников собирается организовать тематическую выставку. Много говорилось о дизайне улиц и зданий. Ссылаясь на удачную реконструкцию центрального универмага, предлагалось «оживить» подобным образом унылый фасад гостиницы «Юбилейная».
Некоторым диссонансом, как мне кажется, прозвучали высказывания главного архитектора города А. Р. Бобовича, который заявил, что юбилей юбилеем и внимание к историческому центру это хорошо, но центр занимает лишь шестую часть всего города. И поэтому, мол, нужно думать обо всем Ярославле. Что конкретно подразумевал Аркадий Романович, осталось неясно.
Постоянная строительная деятельность по обустройству города, безусловно, будет продолжаться, но, как правильно заметил Владимир Извеков, значение 1000-летнего юбилея не надо преуменьшать. Тысяча лет существования одного из древних центров русской культуры – дата для всей России. Разумеется, нельзя объять необъятное, так что, не растекаясь по древу, следует выделить приоритеты. Скажу прямо, юбилей, на мой взгляд, прежде всего – повод для восстановления давно заброшенных памятников. И в первую очередь расположенных в центре города.
Новая гостиница, строящаяся на улице Свободы, – это, конечно, событие, но ее окна смотрят на полуразрушенный памятник XVII века – церковь Вознесения, которая своим обликом, по замыслу древних зодчих, перекликалась с ансамблем одного из красивейших храмов XVII века – Николы Мокрого. В старину существовал небольшой пруд, в котором отражались церкви Сретения и Вознесения. Восстановление обоих храмов, несомненно, украсит застройку этой части центра.
В будущем, очевидно, переведут отсюда трамвайный парк, но уже сейчас можно было бы убрать трамвайную линию по улице Чайковского, а заезд в парк осуществлять с улицы Победы, где
он фактически уже существует.
Район улиц Терешковой и расположенной рядом Кооперативной богат памятниками – дома редкой архитектуры XIX века в стиле русского модерна и раннего классицизма его по-настоящему украшали. Говорю в прошедшем времени, потому что два здания деревянного модерна
сожжены, а каменное – так называемый дом с башней – сильно перестроено и утратило свой облик. Все это, я убежден, необходимо исправить. Конечно, за счет владельцев: перемена собственника никак не влияет на статус памятника архитектуры.
Район через дорогу, точнее, через улицу Флотский спуск, где ансамбль церкви Крестовоздвижения, увы, обезглавлен.
Неподалеку, тоже у набережной, стоит один из первых ярославских памятников истории и культуры, построенный в начале XVII века, – церковь Рождества Христова с колокольней. К сожалению, реставрация колокольни, которая не имеет аналогов в русском зодчестве, движется медленно. В основном из-за нехватки средств, которые поступают очень неравномерно, финансирование зачастую прерывается в самый разгар строительного сезона, а деньги появляются к концу года.
Многие десятилетия стоит в двух шагах от здания областной администрации полуразрушенный Спасо-Афанасьевский монастырь, памятник истории и культуры XVII века. Именно здесь, на этом месте (а не там, где поставлена часовня), собиралось народное ополчение в 1612 году, чтобы идти на помощь Москве. Новую часовню выстроили, а священное место русской истории и Ярославля осталось в заброшенном виде.
Далее, если идти к Стрелке, в нынешнем сквере находилось удивительное сооружение – колонна, увенчанная ангелом, подобно той, что стоит на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Колонна посвящена Демидову – человеку, много сделавшему для Ярославля: на его средства построен университет, реставрировалась церковь Ильи Пророка и т. д.
Удивительно, что в Италии, во Флоренции, есть памятник Демидову, который построил там дом для сирот. Площадь так и называется – плаца дель Демидова. А у нас не только нет площади или улицы его имени, но даже памятник, возведенный в честь этого деятеля, посвятившего себя развитию промышленности и культуры России, разрушили в 30-х годах прошлого столетия. Право, есть чем заняться к юбилею города!
Нельзя забыть еще один памятник истории Ярославля – церковь Ильинско-Тихоновскую. Храм выстроен в XVIII веке на месте основания города. Первое, что делали наши предки, провозглашая «здесь будет город заложен», – строили церковь. На ее изувеченных неумелыми переделками стенах сохранились фрески с изображением всех известных ярославских митрополитов. На северном фасаде – лик знаменитого митрополита Димитрия Ростовского, в честь которого (мало кто знает) был назван казацкий город Ростов-на-Дону.
Конечно, не только на храмы следует обратить внимание. Немало в центре памятников гражданской архитектуры, так называемой исторической застройки, которая в основном и образует любимый всеми нами облик Ярославля: это в первую очередь дома по улице Кирова и части улиц Свободы, Терешковой, Кооперативной и другие. Хотя бы фасады этих зданий нужно привести в порядок.
Город наш удивительный, стоит только приглядеться. Есть уникальный памятник гражданского зодчества во дворе по улице Собинова. Этот редкий образец древнерусского зодчества многие годы подвергался разрушению. Одно время в нем была даже прачечная. Памятник без крыши, заброшенный, в окружении недавно возведенных, новых домов. Он «портит» благополучную картину двора. Однажды нашелся спонсор, заплатил деньги за проект и готов был восстановить здание, но восстали окрестные жители, и спонсор, не выдержав этой борьбы и не получив поддержки мэрии, исчез. Сейчас памятник продолжает разрушаться, в конце концов его могут снести, подобные попытки уже были, но тогда встало на защиту управление культуры. Последняя возможность его спасти – это 1000-летие Ярославля. Другого случая уже не будет.
И наконец, Успенский собор. Вопрос о необходимости его воссоздания решен окончательно, ведутся археологические раскопки. Создан творческий проектный коллектив, куда я, к сожалению, не приглашен, хотя ратовал за строительство собора и вместе со студентами при кафедре архитектуры ЯГТУ разрабатывал эскизный проект. Но сейчас о другом. Возводить собор нужно, на наш взгляд, поэтапно, с использованием индустриальных методов. Такой опыт у «Ярреставрации» есть. Так, например, главу Крестовоздвиженской церкви Толгского монастыря собрали в цехе и в готовом виде с помощью современного крана «Като» установили на место. Также отдельные элементы собора следует изготовить отдельно – главы, кресты, возможно, фермы крыши – и установить их в готовом виде.
Во всех деталях за столь небольшой срок, пять-шесть лет, может быть, воссоздать храм не удастся, но вывести полный объем, со всеми пятью главами и крестами – реально. Можно успеть изготовить иконостас (возможно, в столярном цехе «Ярреставрации»), а собрать его уже в восстановленном объеме собора. Одновременно, очевидно, будут вестись работы по благоустройству участка. И засияет золочеными крестами возрожденный Успенский собор – главный памятник тысячелетия Ярославля.
//Семен НОВИКОВ, академик, заслуженный архитектор РФ.